Электрика мотоцикла.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

На мотоциклах электроэнергия требуется для питания приборов зажигания, ламп, звукового сигнала, стартера и приборов специального назначения.

Источником электроэнергии на мотоциклах является генератор постоянного тока с реле- регулятором напряжения или генератор переменного тока, а также аккумуляторная батарея и магнето.

На большинстве мотоциклов основным источником электроэнергии служат генераторы постоянного или переменного тока с номинальным напряжением 6 в, вспомогательным - аккумуляторная батарея. Двенадцативольтовое электрооборудование применяют редко.

Магнето является специальным генератором тока высокого напряжения. Магдино называются магнето и генератор (динамо-машина), скомбинированные в одном приборе. Применяются магдино с генератором постоянного тока и упрощенные магдино с генератором переменного тока. Генератор переменного тока, непосредственно соединенный с расположенной вне его катушкой зажигания, иногда называют магнето с выносной катушкой зажигания или магдино переменного тока. В генераторах и магнето механическая энергия превращается в электрическую.

Аккумуляторная батарея заряжается от генератора. Накопленной батареей электроэнергией питаются потребители, когда ток от генератора не поступает в электропроводку мотоцикла. Для контроля работы генератора постоянного тока применяют контрольную лампу и амперметр.

В зависимости от используемых источников электроэнергии, применяются различные системы электрооборудования. Еще недавно на большинстве мотоциклов использовалась система электрооборудования с батарейным зажиганием, т. е. с генератором постоянного тока и аккумуляторной батареей. При такой системе электрооборудования обеспечивается мощная искра для воспламенения рабочей смеси, а также яркий свет фары и хорошее звучание сигнала, при всех скоростях движения мотоцикла и на стоянке. Однако, за приборами батарейного зажигания требуется квалифицированный профилактический уход. В настоящее время, в особенности на сравнительно недорогих мотоциклах, преобладает упрощенная система электрооборудования с генератором переменного тока и выносной катушкой зажигания без аккумуляторной батареи. Эта система обеспечивает вполне надежную искру, но свет фары и звучание сигнала гораздо хуже, а если двигатель остановлен, то эти приборы не работают. Однако вследствие того, что за генератором переменного тока; отличающимся простым устройством, почти не требуется ухода, а пуск и работа двигателя происходят без аккумуляторной батареи, система электрооборудования с генератором переменного тока и выносной катушкой зажигания получает все большее распространение. Кроме того, уход за такой системой электрооборудования несложен.

Магнето применяется преимущественно на спортивных мотоциклах. На большинстве мотоциклов преобладают системы электрооборудования с батарейным зажиганием и с генератором переменного тока.

ГЕНЕРАТОР ПОСТОЯННОГО ТОКА И РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР

Генератор

Работа генератора основана на явлении электромагнитной индукции. Если виток проволоки (рис. 80) 1 поместить между полюсами в магнитном поле, то при вращении виток пересекает силовые линии магнитного поля, вследствие чего в витке индуктируется электродвижущая сила (э. д. с.). Чем больше скорость изменения числа пересеченных в единицу времени силовых линий поля, тем больше э. д. с. Если цепь замкнуть, подключив лампу, то в цепи потечет электрический ток (лампа загорится).

Когда виток расположен вертикально, ток в цепи равен нул". При горизонтальном положении витка ток достигает максимума, потом Опять уменьшается до нуля, после чего меняет направление и снова достигает максимума и т. д. Такой ток называется переменным током. Если виток прикрепить к полукольцам 3 и 4, называемым коллектором, к которым прижаты щетки 2 и 5, то переменный ток преобразуется в постоянный, а генератор называется генератором постоянного тока. Для сглаживания пульсации тока во внешней цепи используют несколько витков и соответственно увеличивают количество пластин коллектора.

На рис. 81 показана схема генератора постоянного тока, устанавливаемого на мотоциклах. Его вращающаяся часть называется якорем. Магнитное поле генератора создается электромагнитами, которые намагничиваются током, вырабатываемым генератором. Обмотка электромагнитов называется обмоткой возбуждения генератора.

Обмотка возбуждения подключена к щеткам якоря параллельно. Генератор с таким параллельным соединением обмотки возбуждения и якоря называется шунтовым. На мотоциклах применяются только генераторы с параллельным соединением обмотки возбуждения.

Якорь 1 расположен относительно полюсного башмака 3 с небольшим зазором.

При первых оборотах якорь взаимодействует со слабым магнитным полем, создаваемым электромагнитом, вследствие остаточного магнетизма, и, сответственно в обмотке возбуждения генератора возникает небольшой ток. Но как только якорь начинает питать током обмотку возбуждения, магнитное поле усиливается, и после нескольких оборотов возбуждение генератора становится достаточным, чтобы при обусловленном числе оборотов он начал отдавать ток через щетки 2 во внешнюю цепь (потребителям) 5. Рис. 81. Схема мотоциклетного генератора постоянного  тока с параллельным 
соединением    обмотки возбуждении

Напряжение генератора изменяется в широких пределах соответственно изменению числа оборотов коленчатого вала двигателя (примерно от 500 до 5000 об/мин). Для нормальной работы электрооборудования мотоцикла напряжение генератора должно быть стабильным. Чтобы не происходило недопустимого возрастания напряжения генератора с увеличением числа оборотов якоря, в обмотку возбуждения вводит добавочное сопротивление. Включение его осуществляется с помощью регулятора напряжения.

Генераторы различных типов выполнены по одной из двух, схем, отличающихвя по способу включения добавочного сопротивления в цепь обмотки возбуждения. По первой схеме (рис. 82, а) добавочное сопротивление включено между концом обмотки возбуждения и массой, (генераторы Г-414 и Г-НА мотоциклов М-61, К-750, М-72, генератор Г-36М мотоциклов ИЖ-56, ИЖ "Планета", К-175, генератор Г- 36М2 мотоцикла ИЖ "Юпитер", а также генераторы мотоциклов Ява, генераторы типа Бош с Г-образным реле-регулятором и др.) По второй схеме (рис. 82, б) добавочное сопротивление включено между концом обмотки возбуждения и изолированной щеткой (генераторы Г-35, Г-36 прежних выпусков, а также генераторы типа Бош с двухъякорным реле-регулятором, генераторы мотоциклов ДКВ и др,). Рис. 82. Схемы включения добавочного сопротивления в обмотку возбуждения 
генератора

На рис. 83 показан генератор Г-11A с эксцентричным расположением оси якоря, удобным для регулировки зазора между зубьями шестерен. Внутри стального корпуса 5 (статора) установлен прикрепленный винтами полюсный башмак 8, на котором помещена катушка обмотки возбуждения 9. Якорь собран из пластин 7 звездообразной формы, вырубленных из специальной стали. В пазах якоря уложена обмотка 3, которая прочно закреплена клиньями 6 и пропитана лаком. Провода ее не должны перемещаться при числе оборотов якоря, равном 6000- 10000 в минуту. Концы-проводов обмотки припаяны к пластинам (ламелям) коллектора 18, отделенным одна от другой изоляционным материалом.

Внутри якоря запрессована ось 16. Якорь установлен на шарикоподшипниках 13 в крышках 4 и 19 корпуса, скрепленных двумя стальными болтами 15. Угольные щетки 10 установлены с подвижной посадкой в щеткодержателях 17 и прижаты к коллектору пружиной 11. Для подключения в цепь щетки в нее заделан гибкий проводник. Для доступа к щеткам имеется отверстие, закрытое защитной лентой 20. Чтобы предохранить обмотки от попадания смазки, устанавливают сальник 2.

Генератор Г-414, предназначенный для тяжелых мотоциклов, устроен аналогично рассмотренному генератору, но мощность его на 30% выше (70 вт) и он может отдавать ток 10 а. У генератора изменено сечение обмотки и увеличены диаметр и длина якоря. В связи с тем, что мощность генератора увеличилась, а размеры его остались прежними, может возрасти его температура.

Для снижения температуры, например, автомобильные генераторы делают вентилируемыми, т, е. на валу якоря,устанавливают вентиляционные лопасти и воздух, проходя через корпус, охлаждает обмотки. В данном мотоциклетном генераторе вентиляции нет, поэтому он работает с несколько большей, чем прежний генератор, тепловой напряженностью. Рис. 84. Генератор Г-35

Генератор Г-35 (рис. 84), а также генераторы Г-36, Г-36М, Г-36М1 и Г-36М2 шестиполюсные. Катушки на полюсных башмаках, скрепленные с корпусом винтами 4, соединены последовательно. Щетки 3 легкодоступны. Генераторы не имеют собственных подшипников. Якорь 5 закреплен болтом 2 непосредственно на коленчатом валу, а корпус 6 - болтами 1 на картере двигателя, поэтому такие генераторы иногда называют осевыми.

Реле-регулятор.

Реле-регулятором называют прибор, в котором объединены реле обратного тока и регулятор напряжения. Реле-регуляторы бывают электромагнитные и полупроводниковые.. Полупроводниковые реле-регуляторы еще не получили широкого распространения и имеют высокую стоимость. Рис. 85

Реле обратного тока (рис. 85) служит для автоматического включения генератора в цепь, когда его напряжение становится больше напряжения аккумуляторной батареи, и отключения от цепи, когда его напряжение будет меньше напряжения аккумуляторной батареи. При отсутствии реле во время остановки или работы двигателя с малым числом оборотов коленчатого вала ток от аккумуляторной батареи пойдет через генератор и выведет его из строя.

Устройство реле обратного тока следующее. На панели 9 расположены ярмо 1 и электромагнит, на сердечник 2 которого намотаны две обмотки - шунтовая тонкая 3 и сериесная толстая 8, соединенные с входной клеммой 10. Ток, идущий через шунтовую обмотку реле, намагничивает электромагнит, при этом якорек реле притягивается к электромагниту. Подвижный контакт 5 прижимается к неподвижному контакту 6, соединенному с входной клеммой 7, и ток генератора через сериесную обмотку реле поступает к аккумуляторной батарее и потребителям.

При уменьшении числа оборотов коленчатого вала двигателя напряжение генератора и ток в шунтовой обмотке реле уменьшаются, а магнитное поле электромагнита реле ослабевает. Когда напряжение генератора будет меньше напряжения аккумуляторной батареи, ток из нее пойдет обратно в генератор через сериесную обмотку реле, создавая у электромагнита обратную полярность. При определенной величине обратного тока электромагнит окажется размагниченным. Рис. 86

Якорек 4, не удерживаемый электромагнитом, под действием пружины разомкнет контакты реле, прерывая путь обратному току из аккумуляторной батареи.

Регулятор напряжения поддерживает напряжение генератора на заданном уровне в пределах 6,5-8,5 в и, действуя как ограничитель тока, предохраняет его от перегрузки, автоматически включая добавочное сопротивление в цепь обмотки возбуждения и выключая его из цепи. Регулятор напряжения, входит в электрическую схему генератора, и поэтому работу регулятора напряжения и генератора рассматривают совместно.

На рис. 86 показана схема выпускавшегося ранее реле-регулятора РР-30. Реле- регулятор работает с генератором Г-35, который установлен на многих мотоциклах (рис. 84, г). Работа реле обратного тока рассмотрена выше. На электромагните регулятора напряжения (рис. 86) имеется тонкая шунтовая обмотка Ш (с параллельным возбуждением), толстая сериесная обмотка С (с последовательным возбуждением), корректирующая (выравнивающая) обмотка К. Кроме того, у электромагнита есть магнитный шунт 8 (рис. 87). В регуляторе напряжения находится дополнительное проволочное сопротивление обмотки возбуждения генератора. Рис. 87

При небольшом числе оборотов якоря генератора, пока напряжение его находится в заданных пределах, обмотка возбуждения соединена с изблированной щеткой 14 (см. рис. 86) регулятора напряжения через корректирующую обмотку К, контакты 10 и 9, ярмо регулятора, проводник, ярмо реле обратного тока, обе сериесные обмотки и проводку, соединяющую реле-регулятор и генератор. При возрастании напряжения сверх заданного предела якорек регулятора, притягиваясь к электромагниту, размыкает контакты 9 и 10. Когда контакты разомкнуты, обмотка возбуждения соединяется с изолированной щеткой генератора через корректирующую обмотку К, сопротивления 15 и 4 ом и далее обычным путем, как и при сомкнутых контактах.

Для уменьшения колебания напряжения генератора корректирующая обмотка и шунтовая обмотка включены по схеме, при которой ускоряется частота колебаний якорька регулятора напряжения. Вибрируя с большой частотой, якорек размыкает и замыкает контакты 9 и 10, т. е. включает и выключает дополнительное сопротивление, в результате чего, напряжение генератора поддерживается в заданных пределах.

Поэтому иногда якорек называют вибратором.

Ограничение наибольшего тока, вырабатываемого генератором, необходимо для защиты его от перегрузки. Оно автоматически осуществляется последовательным соединением сериесных обмоток регулятора и реле обратного тока, вследствие чего через них проходит весь ток нагрузки. При возрастании тока сверх заданного предела (примерно 7-8 а) сердечник электромагнита регулятора намагничивается настолько, что начинает притягивать якорек, контакты размыкаются и включается дополнительное сопротивление. При этом напряжение и величина тока генератора уменьшаются. Рис. 88. Схема реле-регулятора РР-31А

Магнитный шунт 8 (рис. 87) представляет собой пластинку из сплава железа и никеля, установленную около торца электромагнита, параллельно якорьку. Магнитная проводимость шунта увеличивается с понижением температуры. В летнее время влияние магнитного шунта на силовое поле электромагнита незначительно и якорек притягивается к нему при напряжении примерно 7 в. В зимнее время магнитная проходимость шунта увеличивается и часть силовых линий поля электромагнита замыкается через магнитный шунт и ярмо. Поэтому напряжение 7 в становится недостаточньщ для притяжения электромагнитом якорька. Для удержания его притянутым также требуется большее напряжение, чем летом. Таким образом, якорек будет притягиваться при более высоком напряжении, создаваемом генератором, что и требуется зимой для увеличения зарядного тока аккумуляторной батареи. Реле- регулятор РР-31А (рис. 88) предназначен для работы в паре с генератором Г-11А (см. рис. 83). Конструкция этого реле-регулятора в основном такая же, как и реле- регулятора РР-30 (см. рис. 86), но реле-регулятор РР-31А имеет Другие сопротивления и схему внутренней проводки. В реле-регуляторе РР-31А ярмо регулятора соединено с массой, а в реле-регуляторе РР-30 - с ярмом реле обратного тока. Вследствие этого внутренняя проводка этих приборов различная и они не взаимозаменяемы. Рис. 89, Схема реле-регулятора РР-302

Обмотка возбуждения 11 (рис. 88) генератора соединяется с массой в регуляторе напряжения через контакты 7 и 8 и корректирующую обмотку К. Когда якорь генератора вращается с большим числом оборотов и напряжение генератора превышает заданный предел, якорек регулятора притягивается к электромагниту и размыкает контакты 7 и 8. При разомкнутых контактах обмотка возбуждения соединяется с массой через корректирующую обмотку К и сопротивления 50 и 7 ом. Работа реле- регулятора РР-31А происходит так же, как и реле-регулятора РР-30. Двухступенчатый реле-регулятор РР-302 (рис. 89) предназначен для работы с генераторбм Р-401 увеличенной мощности, устанавливаемом на тяжелых мотоциклах. Реле-регулятор сделан на базе широко распространенного автомобильного реле-регулятора РР-24, отличающегося большой надежностью в работе и длительным сроком службы. Реле- регулятор РР-302 может работать также с генератором Г-11А тяжелых мотоциклов вместо реле-регулятора РР-31А. Однако совместная работа генератора Г-401 с реле- регулятором РР-31А недопустима, так как он будет пepeгружен (его сериесная обмотка рассчитана на ток 6 а, а не на 10 а) и поэтому быстро выйдет из строя из-за обгорания контактов регулятора и перегрева обмоток.

Реле-регулятор РР-302 состоит из двух приборов: реле обратного тока и двухступенчатого регулятора напряжения. Реле обратного тока имеет две обмотки: шунтовую (тонкую) и сериесную (толстую); регулятор напряжения - три обмотки: шунтовую Ш, корректирующую. К и сериесную С. Добавочное сопротивление обмотки возбуждения 9 генератора расположено в реле-регуляторе (под панелью прибора).

Температурная компенсация осуществляется с помощью магнитного шунта (см. стр. 141). С понижением температуры часть силовых линий поля электромагнита замыкается шунтом и напряжение, необходимое для притягивания якорьков к электромагниту, возрастает. Для присоединения прибора имеются клеммы Б, Я и Ш, а сбоку для соединения с массой -т шинка с гайкой.

Реле-регулятор работает следующим образом.

Когда якорь генератора не вращается или вращается с малым числом оборотов, контакты 1 т 2 реле разомкнуты, а двухсторонний контакт 8 якорька регулятора прижат пружиной к верхнему контакту 7, соединенному с массой. В этом положении обмотка возбуждения 9 генератора соединяется с массой через корректирующую обмотку К и контакты 8 и 7 регулятора.

С увеличением числа оборотов якоря генератора электрический ток, идущий через сериесные обмотки цриборов, намагничивает электромагниты. Сначала притягивается якорек реле обратного тока и контакт 2 замыкается с контактом 7, в результате чего электрический той поступает во внешнюю цепь; затем под влиянием возрастающего напряжения притягивается якорёк регулятора и его двухсторонний контакт 8 переходит в среднее положение. При этом в цепь обмотки возбуждения генератора и корректирующей обмотки включаются оба соединенные последовательно сопротивления 4,3 и 1,3 ом.

При дальнейшем возрастании числа оборотов якоря добавочного сопротивления недостаточно для предупреждения возрастания напряжения генератора сверх заданного предела, якорек сильно притягивается к электромагниту, и двухсторонний контакт 8 прижимается к контакту 6, замыкая накоротко обмотку возбуждения генератора. Рис. 90

Напряжение генератора уменьшается и якорек регулятора возвращается в среднее положение или, отходя дальше, опять замыкается с контактом 7. Вибрируя, якорек с двухсторонним контактом поддерживает напряжение генератора в пределах 6,5-7 в.

При перегрузке генератора сериесная обмотка регулятора, дополнительно намагничивая электромагнит, ограничивает величину максимального тока генератора.

Реле-регулятор (рис. 90) коробки электроприборов П-35 мотоциклов К-55 и ИЖ-49 работает в паре с генераторами Г-35 и Г-36. Реле обратного тока и регулятор напряжения имеют общий электромагнит с тремя обмотками: шунтовой 14, сериесной 12 и добавочного сопротивления 13. Обмотка возбуждения генератора соединяется с изолированной щеткой через контакты 4 регулятора напряжения. При разомкнутых контактах обмотка возбуждения соединяется с изолированной щеткой через обмотку 13 добавочного сопротивления. Вибрирующий якорек 1 регулятора поддерживает напряжение генератора на заданном уровне. Сериесная обмотка 12 реле-регулятора обеспечивает работу реле обратного тока, а также, дополнительно намагничивая электромагнит при перегрузке генератора, вызывает включение добавочного сопротивления в цепь обмотки возбуждения и ограничивает величину максимального тока генератора. " Рис. 91

Двухступенчатый реле-регулятор СБ-32 (рис. 91) мотоциклов ИЖ "Юпитер",'ИЖ- 5Д, К-175 и др. предназначен для работы с генераторами- Г-36М1 и Г-36М2, схема которых показана на рис. 82, а.

Реле обратного тока и регулятор напряжения имеют общий электромагнит с двумя обмотками: шунтовой Ш и сериесной С. Добавочное сопротивление Р для обмотки возбуждения помещено в генераторе на одном из полюсных башмаков.

Регулировка напряжения двухступенчатая. На якорьке 3 регулятора, изолированном от ярма 1, установлен двухсторонний контакт 5, соединенный с обмоткой возбуждения генератора. Когда двигатель не работает или работает с малым числом оборотов коленчатого вала, контакт 5 находится в состоянии покоя и прижат к левому контакту 4, соединенному с массой. При этом обмотка возбуждения соединена с массой непосредственно.

С увеличением числа оборотов якоря генератора 11 контакт 5, притягиваясь к электромагниту, переходит в среднее положение; при этом в цепь обмотки возбуждения вводится добавочное сопротивление Р генератора. Если включения добавочного сопротивления будет недостаточно для предупреждения возрастания напряжения генератора сверх заданного предела, то якорек 9 приблизится к сильнее намагнитившемуся электромагниту и замкнет контакт 5 с правым контактом 6, соединенным через ярмо реле-регулятора с изолированной щеткой генератора, т. е. закоротит его обмотку возбуждения.

При уменьшении числа оборотов якоря и увеличении нагрузки якорек с двухсторонним контактом стремится отойти налево в среднее положение и далее к контакту 5. Вибрируя, якорек 9 поддерживает напряжение генератора в заданных пределах, а при возрастании нагрузки, дополнительно намагничиваясь под действием сериесной обмотки, ограничивает величину максимального тока генератора.

Двухступенчатый реле-регулятор ИЖ-PPl мотоциклов ИЖ "Юпитер-2" и ИЖ "Юпитер-2К" предназначен для работы с генератором Г-36М8. Реле-регулятор не отличается от реле-регулятора РР-302. Генератор отличается от генератора Г-36М отсутствием добавочного сопротивления, которое расположено в реле-регуляторе.

Г-образный двухступенчатый реле-регулятор типа Бош (рис. 92), появившийся в конце 20-х годов, с двухступенчатой регулировкой напряжения, являющийся также и ограничителем тока, предназначен для работы с генератором, имеющим схему, показанную на рис. 82, а.

Этот регулятор установлен на мотоциклах Ява, ЕМВ, "Панония" и на других зарубежных мотоциклах. В приборе (рис. 92) имеется электромагнит с тонкой намагничивающей (шунтовой) и толстой (сериесной) обмотками и Г-образный якорек 5, управляющий тремя парами контактов. Контакты 22 и 23 относятся к реле обратного тока, а контакты 12 и 14, 15 и. 16 - к двухступенчатому регулятору напряжения. Г-образный якорек управляет контактами в следующем порядке. При приближении вертикального плеча якорька к электромагниту 3 под действием горизонтального плеча раньше у реле обратного тока освобождается пружинная пластина 26 подвижного контакта 23 и он, прижимаясь к неподвижному контакту 22, соединяет генератор с потребителями.

Этим рассматриваемое реле обратного тока также отличается от отечественных реле, в которых подвижной контакт прижат к неподвижному контакту электромагнитом. При дальнейшем движении вертикального плеча к электромагниту горизонтальное плечо якорька стойкой 25 нажимает на регулировочный винт 17 ввернутый в пластину 26 с контактами 14 и 15 и, перемещая ее, последовательно размыкает контакты 12 и 14 и смыкает контакты 15 и 16. Контакты 14 и 15 можно рассматривать как один двухсторонний контакт.

Если якорь генератора не вращается или вращается с малым числом оборотов, контакты реле обратного тока разомкнуты, а пружина с двухсторонним контактом, к которой присоединен конец обмотки возбуждения генератора, находится в состоянии покоя и прижата к нижнему контакту 12, соединенному с массой. В этом положений обмотка возбуждения генератора соединена с массой непосредственно. При возрастании числа оборотов якоря и достаточном возбуждении напряжение генератора увеличивается. При напряжении 6,2-6,6 в Т-образный якорек притянется к электромагниту, и контакты 22 и 23 замкнутся. С дальнейшим повышением числа оборотов сила притяжения якорька увеличится, и двухсторонний контакт займет среднее положение. Вследствие этого обмотка возбуждения генератора соединится с массой через добавочное сопротивление (первая ступень регулировки). Рис. 92. Г-образный двухступенчатый реле-регулятор БОШ

Если напряжение генератора все же превысит 7 в, то начнет действовать система второй ступени регулировки реле. При этом якорек ближе подойдет к электромагниту и замкнет двухсторонний контакт с верхним контактом 16, соединенным с изолированной щеткой генератора, т. е. закоротит обмотку возбуждения. Напряжение ценератора понизится, сила электромагнита уменьшится и двухсторонний контакт будет перемещаться вниз (в среднее положение и далее в исходное положение) к контакту 12. Двусторонний контакт отходит вниз также и при уменьшении числа оборотов якоря и увеличении нагрузки. Вследствие Вибрации двухстороннего контакта поддерживается напряжение генератора в пределах 7-8 в.

Несмотря на необычную конструкцию, Г-образный реле-регулятор с генератором мотоциклов Ява работает так же, как реле-регуляторы РР-З02 и СБ-32 с генератором Г- 36М.

Контрольная лампа и амперметр

Для контроля работы генератора применяют контрольную лампу и амперметр. Рис. 93. Схема присоединения контрольной лампы генератора

Контрольная лампа (рис. 93) загорается при включении аккумуляторной батареи (с помощью ключа зажигания) и гаснет, когда генератор замкнет контакты реле обратного тока и начнет давать ток во внешнюю цепь. Один контакт контрольной лампы соединен с цепью до реле, а другой контакт - после реле; нить лампы включена параллельно контактам и оботкам реле. Лампа загорается при разомкнутых контактах реле Вследствие того, что ток от аккумуляторной батареи проходит через ее нить (рис. 93, а). При замкнутых контактах-реле лампа не горит (рис. 93, б), так как ток идет через сериесную обмотку и контакты реле с малым сопротивлением, что равносильно соединению накоротко проводов на пути к лампе. Когда контакты обгорят или замкнутее неплотно, лампа не гаснет, а продолжает тускло гореть. Если постепенно увеличивать число оборотов якоря генератора, то можно заметить, что лампа гаснет не сразу. Это объясняется не недостаточной плотностью замыкания контактов, а тем, что лампа получает питание вследствие разности напряжений генератора и аккумуляторной батареи и по мере возрастания напряжения генератора эта разность уменьшается и понижается ток, идущий через лампу.

Для упрощения электросхемы один из контактов контрольной лампы подключают к замку зажигания, вследствие чего не требуется отдельного выключателя. Контрольная лампа автоматически загорается при включении зажигания (рис. 93, в) и гаснет при замыкании контактов реле. Контрольная лампа показывает, замкнуты или разомкнуты контакты реле. По ее сигналам нельзя узнать, достаточен или недостаточен зарядный ток аккумуляторной батареи.

Амперметр, включенный в электросеть мотоцикла, показывает величину зарядного тока, а также величину потребляемого тока, и позволяет более полно судить о работе электрооборудования (см. рис. 90).

Обслуживание

О неисправности генератора и реле-регулятора сигнализирует контрольная лампа.

В случае повреждения их контрольная лампа перестает гаснуть при увеличении числа оборотов коленчатого вала двигателя. Генератор перестает работать чаще всего вследствие нарушения электрического контакта коллектора со щетками или обгорания контактов регулятора напряжения.

При осмотре генератора выполняют следующие работы. Загрязненный коллектор промывают бензином и прочищают пазы между ламелями. Если на поверхности ламелей имеются задиры, то коллектор шлифуют мелкой шкуркой. Щетки должны без заеданий перемещаться в щеткодержателях загрязненные щетки промывают бензином. При уменьшении длины щетки более чем на одну четверть, повреждении крепления выводного провода и ослаблении из-за перегрева пружины щетку и пружину заменяют. Подтягивают винты крепления внутренней и внешней проводки генераторов; смазывают подшипники небольшим количеством смазки.

В случае необходимости снятия якоря генератора с коленчатого вала двигателя это производят с помощью съемника 1 (рис. 94) в виде болта и вспомогательного стержня 2. При ввертывании в резьбу якоря съемника он упирается через стержень в дно отверстия и якорь стягивается с конического конца вала. Так снимают якорь генераторов, установленных на двухтактных двигателях отечественного производства, а также якорь генераторов мотоциклов Ява, Бош и др.

Однако для снятия якоря некоторых генераторов съемник не требуется. Например; у двигателя Цюндап якорь снимается с коленчатого вала при отвертывании болта X правой и левой резьбой.

При осмотре реле-регулятора открытого типа, например реле-регулятора коробки электроприборов ПК-35 и П-37, его очищают от пыли струей воздуха, проверяют надежность закрепления проводов в клеммах, плотность установки крышки. Рис. 94. Снятие якоря генератора с коленчатого.вала двигателя

Реле-регуляторы закрытого типа следует вскрывать только в случае их отказа в работе. У этих реле-регуляторов проверяют только прочность крепления проводов к клеммам. Особое внимание обращают, на соединение реле-регулятора с массой.

Если после промывки и закрепления проводов в цепи генератор - реле - регулятор контрольная лампа не сигнализирует о восстановлении нормальной работы генератора, то требуется отдельно проверить генератор и реле-регулятор.

Проверка генератора. Для проверки генераторов Г-11А (рис. 95, а), Г-401 и Г-36М1 (рис. 95, б) клемму Ш соединяют непосредственно с массой плавкой перемычкой 1 из тонкой проволочки многожильного провода. При проверке генераторов Г-35 и Г-36 (рис. 95, в) мотоциклов старых моделей плавкую перемычку 1 устанавливают между кледшами Я и Ш. На время проверки отсоединяют провода от клемм генераторов. К клемме Я и к массе всех рассматриваемых генераторов присоединяют проверочную лампу 2 нитью большой мощности, например лампу дальнего света 32 Вт. Если лампа не загорится при большом числе оборотов якоря, то это означает, что генератор неисправен и его неисправность не связана ни с работой реле, ни с работой регулятора.

Если лампа загорится, то, следовательно, неисправен реле-регулятор или провода, соединяющие его с генератором. Рис. 95

Проверка и регулировка реле-регуляторов. У реле-регуляторов проверяют, не обгорели ли контакты реле обратного тока и регулятора напряжения. При необходимости контакты зачищают и соединяют реле-регулятор с генератором. Если после этого нормальная работа генератора не восстановится, требуется, соблюдая осторожность, отрегулировать реле-регулятор. Перед регулировкой иногда, в соответствии с указанием завода, требуется совершить короткую поездку на мотоцикле для достижения приборами рабочей темрературы и стабилизации напряжения.

Для регулировки реле-регулятора необходимы: вольтметр и амперметр (рис. 96). Кроме того, при выполнении этих работ должна быть отключена аккумуляторная батарея. Но при работе двигателя она должна питать систему зажигания. Поэтому на время регулировки реле-регулятора на мотоцикле желательно осуществить такое включение контрольных приборов, при котором потребление электроэнергии приборами зажигания не внесет искажений в результаты регулировки. Для этого рекомендуется вставлять между контактами реле обратного тока полоску картона. При этом аккумуляторная батарея отключается от генератора, но будет питать систему зажигания.

Регулировка реле-регуляторов РР-80 и РР-31

(указания даны применительно к реле-регулятору РР-30; в скобках приведены цифры, относящиеся к реле-регулятору РР-31)

Для регулировки регулятора напряжения нужно вынуть контрольную лампу генератора и вставить между контактами реле обратного тока полоску картона. При числе оборотов якоря генератора, равном 3000 в минуту, вольтметр должен показать напряжение 7,5-8,1 в (8,5 в).

Если после зачистки контактов напряжение не соответствует требуемому, следует отрегулировать его вращением рифленой гайки на винте 11 (см. ,рис. 87). При завертывании гайки напряжение увеличивается.

Со временем механическая регулировка регулятора напряжения может нарушиться, и ее следует восстановить. У регулятора зазор между разомкнутыми контактами, составляет 0,5 ± 0,3 мм (0,6 ± 0,2 мм); зазор между электромагнитом и якорьком 1,7 ±0,2 мм (1,6 ±0,3 мм). Зазоры регулируют перемещением упорной рамки 9 при ослабленных винтах. Рис. 96. Включение вольтметра и амперметра при регулировке реле-регулятора

Перед регулировкой реле обратного тока надо вынуть вставленную (при регулировке регулятора напряжения) между контактами реле полоску картона. Для реле-регулятора обоих типов напряжение включения-реле составляет 6,2-6,8 в.

Для регулировки требуется плавно увеличивать число оборотов коленчатого вала двигателя. В момент смыкания контактов стрелка вольтметра вздрогнет. При регулировке подгибают упор 2 якорька, а для изменения натяжения пружины якорька подгибают крепящую ее пластинку 1. Обратный ток выключения реле оставляет 0,5- 3,5 а. При уменьшении числа оборотов коленчатого вала от средних до минимальных стрелка амперметра, отклонявшаяся во время зарядки вправо, переместится к нулю, затем отклонится кратковременно влево, в сторону, соответствующую разрядке, и опять встанет на, нуль. При неисправном, реле стрелка отклоняется влево за указанные пределы допустимого обратного тока или остается отклоненной в сторону, соответствующую разрядке. Уменьшение обратного тока в основном достигается натяжением пружины якорька и поднятием вверх неподвижного контакта путем выпрямления его стойки 5.

Механическая регулировка реле состоит в следующем: зазор между контактами 3, равный 0,75 ± 0,15 мм (0,75 ± 0,15 мм), устанавливают изгибанием стойки 5; зазор между электромагнитом и якорьком 0,5 ± 0,45 мм (0,5 ± 0,25 мм) изгибанием упора 2.

Зазор между ярмом и якорьком при сомкнутых контактах должен быть равен 0,2 мм.

У исправных генератора и реле-регулятора при токе 5,5 а (7 а) напряжение составляет 6,1-6,7 в (6,7-7 в). Для проверки тока, отдаваемого генератором, и регулировки реле-регулятора вместо аккумуляторной батареи включают нагрузочный реостат. Можно также включить, соответствующее количество ламп 12 в (лампы 6 в могут перегореть).

Регулировка реле-регулятора РР-302.

Прибор работает длительный срок, не требуя ни зачистки контактов, ни регулировки. При температуре окружающей среды и приборов (+20° С) напряжение, включения реле обратного тока 6,2-6,8 в; обратный ток выключения реле 0,5-3,5 а; напряжение, поддерживаемое регулятором напряжения, 6,5-7 в.

Регулировка регулятора напряжения проверяется при токе нагрузки -10 а и числе оборотов якоря генератора 3000 в минуту. Механическая настройка этого регулятора аналогична настройке реле-регулятора РР-31А. Регулирование напряжения достигается измерением натяжения пружины 4 (см. рис. 89) якорька путем изгибания упора 5. пружины. При увеличении натяжения пружины напряжение повышается, а при ослаблении натяжения - уменьшается. Подгибать упор следует на малый угол с большой осторожностью, желательно длинным рычагом для более точного подбора необходимого усилия.

Регулировка реле-регулятора коробки электроприборов П-35

(описание дано применительно к генератору Г-36; цифры в скобках относятся к генератору Г-35).

Для регулировки регулятора напряжения (см. рис. 90) подключают вольтметр к клемме Я и к массе коробки электроприборов. Между контактами 8 и реле вставляют полоску картона. Затем включают зажигание и пускают двигатель. При работе двигателя со средним и большим числом оборотов вольтметр должен показать напряжение 7,3-7,5 в (7,1-7,3 в).

Если напряжение не соответствует требуемому, то осторожно зачищают контакты стальной пластинкой толщиной 0,1-0,2 -мм и шириной 4 мм или полоской мелкой стеклянной шкурки. Обычно после зачистки контактов восстанавливается нормальная работа регулятора. В противном случае для получения требуемого напряжения изменяют натяжение пружины 2 якорька 1 путем вращения винта 5. Если этого окажется недостаточно, то проверяют щупом зазор между полностью разомкнутыми контактами 4 регулятора; указанный зазор должен составлять 0,35-0,45 мм.

Для регулировки реле, обратного тока вынимают ранее вставленную между контактами полоску картона. Между клеммой 30 и проводкой включают амперметр.

Перед регулировкой в случае необходимости защищают обгоревшие контакты.

Для проверки напряжения включения реле плавно увеличивают число оборотов коленчатого вала двигателя; при этом стрелка вольтметра начинает перемещаться по шкале и в момент смыкания контактов слегка вздрогнет. Включение реле должно произойтй при напряжений 6,0-6,4В.

Если напряжение, при котором включается реле, не соответствует указанному, то изменяют натяжение пружины -11 изгибанием упора-ушка нижнего угольника 9. В случае неполучения требуемого напряжения включения регулируют зазоры между контактами 8 реле, а также зазоры между ярмом и заклепкой на якорьке 10. Зазор между контактами 8 должен быть равен 0,35- 0,45 мм, а между ярмом и якорьком 0,6-0,7 мм. Для восстановления правильного зазора между ярмом и якорьком 10 отвертывают два винта 6 верхней планки и перемещают нижний угольник 9 реле.

Чтобы восстановить правильный зазор между контактами 8, перемещают верхний угольник 7, следя за тем, чтобы не сместился нижний угольник 9. После восстановления правильных зазоров винты завертывают и снова регулируют реле, изменяя натяжение пружины 11.

Обратный ток выключения реле не должен превышать 3,5А. По отклонению стрелки амперметра влево в сторону, соответствующую разрядке, отмечают, какой ток потребляет катушка зажигания. Предположим, что стрелка, отклонившись влево, покажет 3 А (эту величину учитывают при дальнейшем измерении). Затем увеличивают и медленно уменьшают число оборотов коленчатого вала двигателя.

Стрелка амперметра, отклонившаяся сначала в сторону, соответствующую, зарядке, постепенно будет возвращаться к нулю, а при малом числе оборотов кратковременно отклонится на большое расстояние влево и остановится около нуля. Величина тока при максимальном кратковременном отклонении стрелки влево за вычетом величины тока, потребляемого системой зажигания (3 А), и есть величина обратного тока. Если обратный ток большой, то для уменьшения его усиливают натяжение пружины якорька и увеличивают зазор между заклепкой и ярмом.

Регулировка двухступенчатых реле-регуляторов мотоциклов И Ж "Юпитер".

Реле-регулятор СБ-32, устанавливаемый отдельно или в коробке электроприборов (у мотоциклов прежних выпусков), работает с генератором Г-36М (Г-36М1 и Г-36М2).

Регулировку реле обратного тока производят так же, как реле обратного тока коробки электроприборов П-35 (значения напряжения, тока и зазоров такие же, как и для генератора Г-36 и реле-регулятора этой коробки).

Для регулировки регулятора напряжения (см. рис. 91) подключают вольтметр к клемме Я и к массе. Между контактами , реле вставляют полоску картона. Затем пускают двигатель. При средних и больших числах оборотов напряжение должно быть в пределах 7,3-7,8 в. Если напряжение не соответствует требуемому, то осторожно зачищают контакты стальной пластинкой толщиной не более 0,1 .мм. Если после зачистки контактов не получается требуемого напряжения, то его регулируют изменением натяжения пружины якорька, для чего подгибают ушко верхнего угольника. При увеличении натяжения пружины напряжение возрастает. Запрещается зачищать контакты и подгибать ушко при работающем двигателе.

Нормальная работа регулятора напряжения может быть достигнута только при соблюдении установочных зазоров: O,1- 0,15 мм между .контактами и 0,9-1,1 мм между якорьком и ярмом регулятора напряжения, 0,35-0,45 мм между контактами и 0,6-0,7 мм между якорьком и ярмом реле обратного тока.

Регулировка двухступенчатого реле-регулятора ИЖ-РР1

производится аналогично регулировки реле-регулятора РР-302. Данные для регулировки следующие: зазор между контактами реле 0,25 мм; зазор между ярмом и якорьком 0,6-0,8 мм; зазор между, контактами регулятора 0,25-0,9 мм; зазор между ярмом и якорьком 0,9-1 мм.

Регулировка Г-образного реле-регулятора типа Бош.

При регулировке следует учесть, что один Г-образный якорек управляет работой пары контактов реле и двух пар контактов двухступенчатого регулятора (см. рис. 92).

Вторая особенность, которую надо принимать во внимание, состоит в том, что контакты реле после смыкания прижимаются один к другому не под действием электромагнита, как у всех реле, а под действием пружины нижнего контакта реле, вследствие чего при ослаблении пружины контрольная лампа генератора не гаснет, а горит тускло.

Для предварительной проверки реле производят следующее. Нажимая пальцем на якорек, приближают его к электромагниту. При этом сначала должны сомкнуться контакты реле, потом должны разомкнуться двухсторонний и нижний контакты регулятора, а затем замкнуться - двухсторонний и верхний контакты. Правильная последовательность замыкания и размыкания контактов, установленная заводом, нарушается при разборке прибора и сильном выгорании контактов и восстанавливается путем установки зазоров между электромагнитом и якорьком и между контактами.

Ниже приводятся некоторые регулировочные данные реле-регулятора типа 02-9400.03 мотоциклов Ява.

Приведенные данные можно проверить на мотоцикле. Для этого требуется отсоединить от клеммы 51 реле-регулятора провод 18 (см. рис. 92), подключить к клемме и к массе вольтметр и пустить двигатель. Постепенно увеличивая число оборотов коленчатого вала двигателя, надо следить за показаниями вольтметра. Напряжение должно быть в пределах 7-8 в. Напряжение регулируют гайкой 19 при завертывании гайки напряжение увеличится, а при отвертывании уменьшается. Рекомендуется прежде сделать на пружине двухстороннего контакта и на гайке 19 метки, так как повертывание ее даже на небольшой угол (примерно 30°) существевно изменит напряжение.

Если реле-регулятор подвергался частичной разборке, то перед регулировкой рекомендуется проверить зазоры при притянутом (рис. 97, а) и не притянутом (рис. 97, б) якорьке. Зазор (2,4 мм) между торцом электромагнита и нижним краем якорька регулируют подгибанием упора 9 (см. рис. 92), ограничивающего его отхода зазор (0,25-0,35 мм) между контактами реле регулируют перемещением нружины 26 подвижного контакта при ослабленном винте 21 или подпиливанием острия ее загнутого края. Зазор (0,18-0,25 мм) между двухсторонним контактом и верхним контактом регулируют перемещением латунной стойки 13. После смыкания контактов реле обратного тока, до начала работы регулятора напряжения, т. е. при упоре вертикальной стойки 25 в регулировочный винт 17, между острием пружины 26 и горизонтальным плечом якорька должен образоваться зазор 0,2 мм. Данные для регулировки реле-регулятора мотоцикла "Панония" следующие:

Г-образные реле-регуляторы мотоциклов Ява могут работать при любой полярности включения аккумуляторной батареи на массу. Однако у реле-регуляторов, выпущенных до 1956 г., при включении на массу отрицательного зажима батареи обгорание контактов происходит быстрее. Реле-регуляторы типа Бош рассчитаны на включение на массу отрицательного зажима аккумуляторной батареи.

Сайт Никонова Яна и Алексея Кабенкина.

Предыдущая. На главную. Следующая.
Я с признательностью приму любые замечания по новому изданию сайта и пожелания о необходимых изменениях и дополнениях по адресу   Nerey@front.ru.





Hosted by uCoz