Правила движения для велосипедистов.

Часть 2

СОВЕТЫ ВЕЛОСИПЕДИСТАМ

ПОКУПАЯ ВЕЛОСИПЕД

Для многих велосипед является первым в жизни транспортным средством, и они продолжают с ним дружить на протяжении всей своей жизни. Но, покупая его, нужно делать правильный выбор, подумав - для каких целей и какой вам нужен велосипед. Если для тренировок, то конечно спортивный. Для поездки в школу, техникум, на работу, дачу не нужно гнаться за скоростными качествами. Разница не очень велика. На велосипеде очень пригодится багажник, а фонарь, отражатели, зеркало, звонок, которые существенно повысят безопасность и комфорт вашего движения на дороге существенно повысят безопасность вашего движения.

Велосипед должен быть подобран по росту, Единственное исключение может быть сделано разве что для складных машин. Большой, на вырост, не удобен - ноги с трудом достигают до педалей, а на слишком маленьком приходится высоко поднимать сиденье и руль, сутулиться при езде.

Купив велосипед и изучив заводскую инструкцию, нужно внимательно осмотреть и проверить работу его основных узлов, подтянуть болтовые соединения.

КОГДА НЕТ ЧЕТЫРНАДЦАТИ...

...А как хочется выехать на дорогу, почувствовать себя настоящим водителем. Но... стоп! До 14 лет дети могут ездить только внутри дворов, на специальных площадках, по велодорожкам. Почему именно четырнадцать - рубеж водительской зрелости для езды на велосипеде?

Установлено, что дети, выезжая на дорогу и становясь полноправными водителями двухколесных транспортных средств, по уровню своего психофизиологического развития не всегда могут принять правильное решение в конкретной дорожной ситуации. Они еще не имеют твердых навыков управления велосипедом, не прошли полный курс школьной программы Правил дорожного движения. В этом возрасте человек только начинает обучаться езде на велосипеде, и выезд его на дорогу, конечно, опасен.

ГДЕ УЧИТЬСЯ ЕЗДИТЬ!

Велосипед куплен. Но прежде чем выехать на дорогу, необходимо как следует научиться им управлять. Ведь на проезжей части некогда думать, как затормозить и остановиться или удержать равновесие, нужно решать другие задачи, оценивать ситуацию на дороге, подавать сигналы маневра, выполнять требования Правил.

Учиться ездить на велосипеде надо в тех местах, где нет движения автомобилей - во дворах, на велодорожках, но ни в коем случае не на тротуаре и пешеходных дорожках. Там движение на велосипедах вообще запрещено. Опасно учиться ездить на обочинах. Отсутствие ровного покрытия и проезжающие в непосредственной близости автомобили представляют опасность.

А теперь начнем знакомиться с дорожными знаками. Из кратких описаний вы узнаете - для чего нужен тот или иной знак, где он устанавливается, какова зона его действия. Эти "знакомства" не просто разбросаны по сайту, а перекликаются с темами наших рассказов или дополняют их.

3,9 Движение на велосипедах запрещено. Запрещает движение на велосипедах, в том числе и с мотором, и мопедах, на дорогах с высокой интенсивностью движения, узкой проезжей частью, в протяженных тоннелях.

3,10 Движение пешеходов запрещено. запрещает движение пешеходов на участках дорог (тоннелях, мостах, ремонтируемых участках, и.т.п.) Действие знака распостраняется на велосипедистов с велосипедом идущих.

Движение легковых автомобилей. разрешает движение для: автомобилей массой не более 3,5т, автобусов, мотоциклов, маршрутных транспортных средств. Велосипедистам разрешено проезжать только проживающим в зоне знака.

Первый навык, который должен быть получен в процессе обучения,- умение держать равновесие. Мы легко обнаруживаем, что с увеличением скорости удерживать равновесие легче, велосипед как бы сам стремится держать вертикальное положение. И наоборот, со снижением скорости он так и норовит повернуть в сторону. Вот почему для велосипедиста важно научиться ездить медленно.

Собираясь выезжать на дорогу с интенсивным движением, нужно помнить, что велосипед - маневренное, но очень неустойчивое транспортное средство, поэтому нужно научиться управлять им одной рукой - и правой, и левой. Это дает возможность во время движения подавать сигналы маневра, не боясь упасть.

МОЖНО ЛИ БРАТЬ ПАССАЖИРА?

Нет, нельзя! Ни на раме, ни на багажник. Велосипед, в отлнчне от автомобиля или мотоцикла,- сугубо индивидуальное транспортное средство. Единственное исключение для ребенка в возрасте до 7 лет при условии, если велосипед оборудован дополнительным сиденьем, которое может находиться как сзади, так и на раме, и надежными подножками.

Почему введено такое жесткое ограничение на перевозку пассажиров? А потому, что увеличение почти в 2 раза веса велосипеда с седоками затрудняет его маневренность, им становится трудно управлять, а это в свою очередь сказывается на безопасности движения.

ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ

Неужели опять нельзя? Нет, можно, но осторожно - при условии, что груз не будет мешать управлять велосипедом и выступать за его габариты (по длине и ширине) не более чем на 0,5 м. Ограничения в габаритах предметов, перевозимых на велосипеде, связаны с тем, что он не занимает полностью полосу движения, а располагается у самого края проезжей части. Поэтому большие габариты предметов увеличивают опасность наезда на велосипедиста проходящего транспорта, либо сам предмет может нанести повреждение пешеходу, находящемуся на тротуаре или обочине.

ВЫЕЗД НА ДОРОГУ

Почти каждая поездка на велосипеде начинается с того, что приходится выезжать из дворового проезда, арки на дорогу с оживленным движением транспорта. Характерная особенность этих пересечений - они не являются перекрестками, где действует правило "правой руки", о котором мы расскажем позже, и здесь знаков приоритета "Уступите дорогу" или "Движение без остановки запрещено" может и не быть. В этих местах обзор дороги нередко закрыт, радиус поворота небольшой. Да и водители транспортных средств не знают, что впереди выезд - появление велосипедиста для них неожиданно... Не случайно поэтому статистика дорожных происшествий свидетельствует: в этих местах наиболее часты аварии из-за невнимательности велосипедистов, которые, "вынырнув" из бокового проезда на дорогу, ударялись в боковую часть автомобиля или оказывались на его пути в непосредственной близости. рис. 6

Так как же безопаснее выехать на дорогу с оживленным движением транспорта?

Первое правило безопасного выезда на дорогу для велосипедиста должно быть таким. Подъезжая к дороге, нужно снизить скорость движения (при необходимости до полной остановки), пропустить пешеходов, идущих по тротуару или обочине, внимательно оценить дорожную ситуацию и только после этого выезжать на проезжую часть. При этом порядок обзора дороги должен быть следующим: посмотреть налево, затем направо - не собирается ли другое транспортное средство поворачивать туда, откуда вы сами выезжаете, и, вновь убедившись, что слева ситуация не изменилась, выезжать на дорогу. При повороте налево порядок обзора должен соответственно поменяться.

Второе правило говорит, что велосипедисты при выезде на дорогу из дворов, с мест стоянки и других прилегающих территорий должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней. Как правильно поступить в ситуации, если на проезжей части в одном направлении имеется несколько полос и приближающийся автомобиль следует во втором или третьем ряду? Данное требование действительно лишь тогда, когда велосипедист непосредственно выезжает на полосу движения транспортного средства. Поэтому выезжать на дорогу в данном случае можно, но так, чтобы сразу оказаться не далее 1 м от края проезжей части. Следует не забывать, что если на дороге полос движения три и более, то поворот налево на велосипеде Правилами запрещен. Нужно с него сойти и выполнить этот маневр, ведя велосипед рядом как пешеход.

НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ

Положение велосипедиста на проезжей части определяют боковой интервал и дистанция. Некоторые считают требование Правил - ехать не далее 1 м от края проезжей части - излишне строгим и следуют по центру правой полосы, а то и ближе к осевой линии. Между тем стоит задуматься: почему в нормативном документе именно 1 м? Причина в том, что полоса движения практически любой дороги имеет ширину 3,5-3,75 м, а габарит по ширине транспортного средства может доходить до 2 м. Так вот, данное положение было введено, чтобы скоростным транспортным средствам не изменять траекторию движения и опасно не маневрировать и в то же нремя обезопасить велосипедиста от наезда сзади. В такой ситуации опережающим автомобилям не нужно перестраиваться в другой ряд, а велосипедисты могут безопасно продолжать движение, не озираясь назад.

Дистанция для велосипедиста играет важную роль, когда приходится следовать за гужевой повозкой, трактором, другим велосипедом, чья скорость ненамного отличается от вашей. Она должна выбираться с учетом скорости движения и состояния дорожного покрытия. Выше скорость- больше дистанция. У водителей автомобилей есть простое правило - берется численное значение скорости (в км/ч), делится пополам -вот и безопасная дистанция в метрах. Если короче - "дистанция - половина скорости". Например, при скорости 30 км/ч дистанция должна быть не менее 15 м.

5.8.1 Направление движения по полосам. И 5,8,2 Направление движения по полосе. указывают число полос и направление движения по ним. Используется на многополосной дороге. В случае, если стрелка на крайней правой полосе указывает поворот только на право, то велосипедистам разрешено перестроиться на вторую полосу, где разрешено движение прямо.

5.8.3 и 5,8,4 Начало полосы. Указывают о начале новой полосы. Обычно ставятся на дороге с трехполосным движением, когда средний ряд передается то одному, то другому направлению движения. Велосипедистам всегда следует занимать крайнюю правую полосу. Действуют до знака «конец полосы»

5,8,5 и 5,8,6 Конец полосы. Обозначает сужение проезжей части на одну полосу. Велосипедисту следует перестроиться на левую, ставшую крайней правой полосу, предварительно пропустив ТС следующие по ней.

БЕЗОПАСНАЯ СКОРОСТЬ

Скорость движения - одно из самых важных качеств любого транспорта. Но именно ее неправильный выбор оказывается частой причиной дорожных происшествий. Это и понятно. С увеличением скорости возрастает тормозной путь велосипеда, быстрее нужно принимать решения. Можно ли во всех происшествиях винить высокую скорость движения? Конечно, нет. Сама по себе она не опасна. Ведь когда спортсмен, на велотреке развивает скорость до 60-80 км/ч, никаких аварий не происходит. Причина в другом. Скорость должна соответствовать тем дорожным условиям, которые сопутствуют движению велосипедиста. На скользком участке дороги, суженной проезжей части, крутом повороте, перекрестке скорость должна быть уменьшена, чтобы вовремя, до подстерегающей опасности, притормозить или даже остановиться.

В этом случае показателен пример, ставший уже классическим. Двум водителям дается задание - проехать из одного пункта в другой. Один может ехать с предельной скоростью, нарушая Правила, а другой - строго соблюдая их. Потом сравнивают время проезда. Выигрыш первого, как правило, бывает ничтожно малым по сравнению с той нервной нагрузкой, которую испытывает "победитель", многократно рискуя попасть в аварию.

Выбирая скорость движения даже в тех пределах, которые позволяет мускульная сила, необходимо соизмерять ее со многими факторами: интенсивностью движения транспорта, видимостью на дороге, техническим состоянием велосипеда, своими возможностями по ориентированию в дорожной обстановке.

Что нужно помнить велосипедисту о скорости и ее влиянии на безопасность дорожного движения? Заповеди просты.

Чем больше скорость, тем выше вероятность происшествия и его тяжесть.

В транспортном потоке с увеличением разницы в скорости движения между велосипедистом и транспортными средствами растет опасность аварии. Резкие ускорения и замедления во время движения повышают риск наезда на велосипед других транспортных средств.

Опасно привыкание к высокой скорости. Двигаясь по загородной дороге и въезжая потом в город, нужно учитывать, что ехать с той же скоростью уже нельзя. Ведь здесь условия движения более сложные из-за частых перекрестков, остановок общественного транспорта, пешеходных переходов.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

Важный вопрос для любого велосипедиста - с какой скоростью едет он и другие транспортные средства. Это особенно необходимо знать, чтобы учесть свои возможности в торможении, при опережении или обгоне. Конечно, на велосипеде нет спидометра, который есть в автомобиле и на мотоцикле, поэтому скорость движения можно установить лишь косвенным способом. Например, в городе велосипедист может определить свою скорость по времени проезда участка дороги между мачтами опор освещения. Расстояние между ними обычно одинаковое и составляет около 40 м. Проехав этот отрезок пути, скажем, за 8 с, можно с уверенностью сказать, что скорость на этом участке дороги была 14 км/ч. Скорость легко установить и по прерывистым линиям разметки, разделяющим соседние полосы движения. В городах и населенных пунктах, как правило, метровые штрихи разметки повторяются через трехметровые интервалы. Поэтому если проезжать от начала одного штриха разметки до начала другого за 1 с, то скорость составит 11 км/ч.

На загородной дороге скорость движения может быть установлена по времени проезда между километровыми знаками либо также по штрихам линий разметки, которые имеют обычно большую длину, чем в городе.

Потренировавшись некоторое время в определении своей скорости на дороге, вы ее будете "чувствовать" и тогда, когда этих ориентиров не будет.

ОБГОН И ОПЕРЕЖЕНИЕ

На дороге обгон или опережение в соседнем ряду - обычное дело. Водители автомобилей и мотоциклов стремятся поддержать высокую и комфортную скорость движения. Этот маневр по отношению к велосипедисту может быть выполнен только с левой стороны. Поэтому в этих ситуациях нужно стремиться следовать ближе к правому краю проезжей части. Но не только в этом заключается единственное взаимоотношение между обгоняемым и обгоняющим. Правила дорожного движения также требуют от водителя обгоняемого транспортного средства, чтобы он не препятствовал обгону путем повышения скорости движения или другими действиями.

В соответствии, с ныне действующими Правилами, маневр обгона - это выезд влево из занимаемого ряда для опережения следующего впереди транспортного средства и возвращением вновь в свой ряд. Обгон справа запрещен, кроме некоторых особых случаев.

Можно ли велосипедисту совершать обгон или выезд в параллельную полосу для опережения другого транспортного средства? Конечно, можно. Единственным ограничением здесь является то обстоятельство, что обгон может выполняться на неширокой дороге, имеющей не более одной полосы в направлении движения. Обгон или опережение выполняется для поддержания постоянной скорости движения и может осуществляться при объезде медленно движущихся гужевых повозок, тележек, тракторов и т. д. Эти виды маневра на дороге являются одними из самых сложных, они требуют правильной оценки транспортной ситуации и точного расчета в прогнозе ее развития.

Обгон или опережение в соседних рядах состоит как бы из трех этапов.

Первый этап связан с выездом из занимаемого ряда и перестроением в левый ряд. В этом случае нужно, прежде чем начать обгон или опережение, убедиться, что вы не создадите помехи другим водителям, следующим за вами и навстречу движению. Как и любое перестроение на дороге, оно требует подачи соответствующего сигнала перестроения.

Считается, что в среднем для перестроения из одной полосы в другую независимо от скорости движения требуется 4 с.

Второй этап обгона или опережения самый протяженный. Он определяется в зависимости от скоростей движения двух транспортных средств: чем меньше разница между этими скоростями, тем больше времени приходится находиться на этой полосе, а расстояние обгона значительно увеличивается. Значит, чтобы быстрее на коротком пути выполнить обгон или опережение, нужно, чтобы разница в скоростях была как можно больше.

3.20. Обгон запрещен. Запрещен обгон ТС, кроме одиночных, со скоростью менее 30 км/ч. Действует до ближайшего перекрестка, конца населенного пункта или знака отмены.

Обгоняя транспортное средство, нужно постараться держаться на расстоянии не ближе 1 - 1,5 м от него, а возвращаться в свой ряд (третий этап обгона), не "подрезая" ему дорогу.

Следует помнить, что обгон Правилами запрещен:

на нерегулируемых перекрестках, за исключением тех случаев, когда обгон совершается на дороге, являющейся главной по отношению к пересекаемой; а также на регулируемых перекрестках с выездом на встречную полосу движения.

на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними; в конце подъема, с выездом на встречную полосу, на крутых поворотах и других участках дорог с ограниченной видимостью менее 100 метров.

Прежде чем совершить обгон или опережение в соседнем ряду, выясните, почему транспортное средство начинает тормозить или медленно едет. Не будучи уверенным в своих возможностях, не торопитесь начать маневр. У водителей бытует даже заповедь "Не уверен - не обгоняй!".

Практика показывает, что опасно выполнять обгон сразу нескольких транспортных средств или при плохих погодных условиях (туман, дождь, скользкая проезжая часть).

ПОВОРОТЫ

Поворот - один из самых распространенных видов маневра на дороге: нужно свернуть на соседнюю улицу, двор, а то и сама дорога резко меняет направление. Перекрестки и крутые повороты по праву считаются опасными участками на дорогах. Здесь переплетаются пути транспортных средств, и велосипедистам приходится выполнять целый комплекс сложных действий: перестроений, торможений, подачу сигналов маневра и т. п.

Если проанализировать ошибки, которые совершают велосипедисты при выполнении поворотов, то они схожи с аналогичными ошибками водителей других транспортных средств. Это, в первую очередь, выбор скорости движения без учета дорожных условий и своих возможностей, "срезание" поворотов и выезды на полосу встречного движения, неподача сигналов маневра.

1.11.1 и 1,11,2 Опасный поворот и 1,12,1 и 1,12,2 Опасные повороты. Предупреждают о резкой смене направления.

1.13.1-1.13.3 Направление поворота. Указывает направления движения непосредственно на повороте.

3.18.1 Поворот направо запрещен и 3,18,2 Поворот налево запрещен. Запрещает поворот налево всем, кроме маршрутных транспортных средств.

4.1.1 Движение прямо, 4,1,2 Движение направо. Предписывают направления движения всем, кроме маршрутных ТС. Знак 4,1,1 установленный на перегоне разрешает поворот направо, в придорожные территории.

4.1.3 Движение налево, 4,1,4 Движение прямо или направо, 4,1,5 Движение прямо или налево, 4,1,6 Движение направо или налево. Действуют на ближайшее пересечение дорог или до перекрестка.

Исходя из перечисленных ошибок можно дать следующие рекомендации, как велосипедистам наиболее безопасно проезжать повороты. Общее правило благополучно преодолеть поворот - это снижение скорости движения до входа в поворот, чтобы не оказаться на полосе встречного движения. Опасно при поворотах и падение с велосипеда, ведь для велосипедиста оно чревато не только получением травмы при ударе о проезжую часть, но, самое главное, наездом на него транспортного средства. Выбирая маршрут поездки, нужно постараться узнать заранее, разрешен на том или ином перекрестке соответствующий поворот.

Это поможет увереннее чувствовать себя на дороге и не совершать перепробегов, возвращаясь назад или объезжая препятствие.

Поворот на перекрестке отличается от поворота на дороге необходимостью подачи сигнала маневра. При выполнении этого маневра необходимо уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, на которой выполняется маневр поворота, и велосипедистам, пересекающим эту проезжую часть по велосипедной дорожке.

Особенно сложен для велосипедистов левый поворот на перекрестке, где это разрешено (для велосипедистов он возможен лишь при наличии одной полосы движения в направлении движения). В этом случае нужно пропустить транспортные средства, которые начали вас обгонять и следующие со встречного направления прямо или направо, и только после этого поворачивать. После окончания поворота необходимо сразу занять положение у края дороги.

РАЗВОРОТ

Это неизбежный маневр, который приходится совершать ,на дороге. Правила разрешают его выполнять велосипедистам на дорогах с общим числом полос в обоих направлениях не более двух и если посередине проезжей части нет трамвайных путей. При выполнении разворота нужно умело рассчитывать свои возможности, чтобы разъехаться со встречными и попутными транспортными средствами с учетом скорости движения и расстояния до них, состояния покрытия и профиля дороги.

Среди наиболее частых ошибок, совершаемых велосипедистами при развороте, можно назвать следующие. Одни неправильно оценивают дистанцию и делают разворот слишком поздно. Другие затягивают выполнение маневра и, спеша закончить его в последней фазе, зачастую неожиданно падают. Наконец, третьи совершают разворот, где им вздумается, совсем не заботясь, будет ли этот маневр неожиданным для водителей других транспортных средств или нет.

Маневр разворота велосипедистами может и должен выполняться двумя способами. Первый состоит в том, что велосипедист смещается к середине дороги и медленно по наименьшему радиусу совершает поворот на 180°; Этот способ характерен для дорог с редким движением транспорта. Второй способ разворота осуществляется от края проезжей части. Велосипедист некоторое время следует в прежнем направлении или стоит на месте и при появлении свободного "окна" между проезжающими транспортными средствами начинает разворот по большому радиусу.

Где и каким образом велосипедисту безопаснее всего выполнять разворот? Прежде всего, нужно иметь в виду, что Правила запрещают разворот, не сходя с велосипеда, на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, на железнодорожных переездах, при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении, при наличии знака "Разворот запрещен" и сплошной осевой линии разметки.

3.19 Разворот запрещен. Запрещает разворот, но не запрещает поворот налево всем, кроме маршрутных ТС.

5.11.1 Место для разворота. Для велосипедистов маневр возможен лишь при том, что дорога имеет одну полосу в каждом направлении.

3.11.2 Зона для разворота. Указывает протяженность зоны для разворота.

Разворот нужно осуществлять на участке дороги с хорошей видимостью, чтобы быть уверенным, что в непосредственной близости на пути вашего следования не появится автомобиль или мотоцикл. Скорость выполнения маневра не должна быть ни слишком высокой, при которой вы можете не вписаться в ширину дороги, ни слишком низкой, так как за это время дорожная ситуация может существенно измениться. Независимо от места выполнения разворота - на перегоне или перекрестке - велосипедист обязан уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Нужно ли велосипедисту при развороте подавать сигнал маневра? Правила обязывают всех водителей, в том числе и велосипедистов, при выполнении любых маневров на дороге (поворотов, перестроений, разворотов и т. п.) производить подачу сигналов. Для велосипедиста важно, чтобы следующий за ним водитель понял его дальнейшие намерения.

ПРЕПЯТСТВИЯ НА ДОРОГЕ

Препятствий на дороге для движения транспортных средств, конечно, быть не должно. В идеале, но в жизни... Тряхнуло на выбоине грузовик, и из кузова высыпалась куча строительного мусора, или после обильного дождя на проезжей части образовалась промоина, а устранять дефекты - увы, некому. Как безопасно преодолеть неожиданно возникшее на дороге препятствие?

Каждая неровность на проезжей части опасна для велосипедиста, она может не только вывести из равновесия велосипед, но и вынудить совершить неоправданный маневр, создать аварийную обстановку. А если препятствие возникло неожиданно, когда на принятие правильного решения осталось совсем мало времени? Что делать - справа или слева объехать выбоину, остановиться или переехать через нее? Конечно, однозначного ответа здесь быть не может. Все зависит от конкретного препятствия, конкретной ситуации на дороге.

1.6 Неровная дорога. Предупреждает о рытвинах на полотне дороги или «лежачих полицейских».

При интенсивном движении будет опасным, если вы начнете выполнять объезд препятствия слева, дальше от края проезжей части или резко затормозите. Это может быть неожиданностью для водителя, едущего рядом или за вами, и он не успеет избежать столкновения... В данной ситуации лучше всего выехать на обочину и миновать опасный участок по ней. Если предмет или неровность на проезжей части небольшие по высоте (глубине), то их безопаснее всего просто переехать. Для этого перед самим препятствием нужно притормозить и затем медленно проехать таким образом, чтобы колеса плавно перекатились через него.

И еще. Любой участник движения никогда не должен забывать добрую водительскую заповедь: увидел препятствие на дороге - постарайся его устранить, ведь оно может стать роковым для едущего за тобой. А не можешь сделать этого своими силами - сообщи на ближайший пост ГИБДД.

ТОРМОЖЕНИЕ

Кажется, что велосипед остановить легко. Нажми на тормоз - и все в порядке. В этом уверены многие начинающие велосипедисты. Но, как показывает имеющаяся практика, торможение заслуживает гораздо большего внимания. Ведь велосипед, как и автомобиль, нельзя остановить сразу, и тормозной путь у него не намного меньше, чем у любого другого транспортного средства. От того, как правильно и своевременно используется торможение, в конечном счете зависит безопасность и комфорт на дороге.

Правила торможения для велосипедиста во многом схожи с аналогичными правилами для водителей автомобилей. И их можно свести к следующим положениям и принципам.

Нельзя тормозить резко. Если за вами по дороге следует другой велосипедист или, тем более, автомобиль, это будет неожиданностью для них, и они начнут тормозить с опозданием. И не забывайте - у более тяжелого транспортного средства тормозной путь всегда длиннее.

Нельзя допускать блокировки колеса. Например, приближаясь к перекрестку, велосипедист резко тормозит на запрещающий сигнал светофора. В результате блокируется колесо, и велосипед, становясь неуправляемым, сталкивается с остановившимся впереди автомобилем. А не случись блокировки, велосипедист вполне мог бы успеть объехать стоящий автомобиль.

Старайтесь тормозить реже. Плавное ускорение и замедление улучшает комфорт движения, уменьшает износ шин.

Если на скользкой дороге возникает необходимость остановиться или затормозить, нельзя резко нажимать на тормоз: колесо заблокируется, и может произойти занос велосипеда. Наиболее эффективны в этой ситуации? Как и уавтомобиля - прерывистое или ступенчатое торможения. Прерывистое характеризуется кратковременным нажатием на тормоз. Ступенчатое торможение еще более эффективно, а его отличие от первого состоит в том, что с каждым разом усилие нажатия на тормоз увеличивается и до конца не убирается. Эффект от этих способов торможения состоит в следующем. Колесо велосипеда блокируется лишь на короткое время и в перерывах между кратковременными блокировками продолжает вращение, избегая тем самым "юза". Нужно помнить, что на скользкой дороге колесо будет блокироваться быстрее при более легкой машине и меньшей скорости движения.

При проезде опасной зоны будьте готовы к торможению. Подготовившись к нему заранее, вы в 2 раза сократите тормозной путь велосипеда.

ПРАВИЛО "ПОМЕХИ СПРАВА"

К перекрестку с двух перпендикулярных направлений одновременно приближаются велосипедист и панелевоз. Кто должен уступить дорогу? Если это пересечение равнозначных дорог, а у велосипедиста нет помехи справа, то он имеет право первым проехать перекресток. Но в реальных условиях это правило водители по отношению к велосипедистам часто игнорируют, поэтому следует быть осторожным. Данное правило принято называть правилом "помехи справа", или "помехи правой руки".

В каких случаях оно действует и где? Правило "помехи справа" правомерно на любой территории, включая даже двор и поле. Оно распространяется на те пересечения путей транспортных средств, где отсутствуют знаки приоритета, светофорное регулирование, а также нет инспектора ГИБДД, который взял бы регулирование движения на себя. Оно действует в этой дорожной ситуации на все транспортные средства, за исключением трамвая - ему разрешено первому переезжать перекресток при одновременном праве на проезд по той причине, что он следует по обособленному полотну и для остановки трамвая необходим более длинный тормозной путь, чем безрельсовому транспорту.

Правило "помехи справа" распространяется не только на перекрестки. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно (в параллельных рядах), водитель должен уступать дорогу транспортному средству, находящемуся справа. Другими словами, если велосипедист следует в прямом направлении в правом ряду, то водитель автомобиля или мотоцикла при перестроении из другого ряда не должен его "подрезать".

КАКИЕ ПЕРЕКРЕСТКИ БЫВАЮТ

Перекресток - место пересечения в одном уровне двух, трех, а иногда и более дорог. Тут скрещиваются пути многих тысяч машин и пешеходов.

Перекрестки подразделяются на регулируемые и нерегулируемые. Движение на регулируемых регламентируется сигналами светофора или командами регулировщика. Отсутствие знаков приоритета говорит, что это пересечение равнозначных дорог, и чтобы разъехаться, нужно пользоваться правилом "помехи справа". И наоборот, наличие знаков, например, 2.4 "Уступите дорогу", 2.5 "Движение без остановки запрещено", или соответствующей разметки указывает, что одна дорога является главной по отношению к другой.

1.6 Пересечение равнозначных дорог. На данном перекрестке разъезд происходит по правилу «помехи справа».

Независимо от вида перекрестка ответственным местом проезда является его центр. Как велосипедисту при повороте налево (там, где такой маневр разрешен) проезжать центр перекрестка - объезжать его слева или справа? Ведь с другого направления может выполняться точно такой же маневр. По Правилам, осуществление правого поворота должно производится как можно ближе к правой обочине, а левого - как угодно, в виду полного пересечения всей дороги. Реально же допустимо два варианта. Если дорога, на которую вы поворачиваете, имеет несколько полос движения, то поворот налево необходимо осуществлять таким образом: Проехать центр перекрестка слева, стараясь выехать с перекрестка сразу в крайний правый ряд. А если перекресток образован узкими дорогами, то поворот налево, конечно, безопаснее выполнять по самой короткой траектории, оставляя центр перекрестка справа - другим способом разъехаться с транспортным средством, имеющим большой радиус поворота, будет труднее.

Велосипедистам нужно обязательно соблюдать своеобразный кодекс проезда перекрестков, основанный на требованиях Правил:

2.4 Уступите дорогу. Треугольник носом вниз указывает на необходимость пропустить ТС по пересекаемой дороге.

2.5 Движение без остановки запрещено. Обязывает остановиться перед выездом и убедиться в безопасности маневра.

при повороте налево или развороте уступите дорогу транспортным средствам, следующим со встречного направления прямо или налево;

при повороте направо или налево уступите дорогу пешеходам, пересекающим проезжую часть, на которую поворачиваете, а также другим велосипедистам, проезжающим через эту проезжую часть по велосипедной дорожке;

уступите дорогу трамваю при одновременном с ним праве на движение;

не выезжайте на перекресток, если за ним образовался затор, который может вынудить остановиться посреди дороги, то есть в зоне перекрестка, и создаст помеху для движения других транспортных средств.

Независимо от количества полос движения, велосипедисту разрешено проезжать перекресток в прямом направлении и направо. Необходимо помнить, что поворот налево, не сходя с велосипеда, может быть осуществлен только с того направления дороги, где имеется лишь одна полоса движения.

ПРОЕЗД НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕКРЕСТКОВ

Сложность их проезда заключается в том, что приходится соизмерять свои действия с аналогичными действиями других водителей и пешеходов, в необходимости точного прогноза дорожной ситуации, которая сложится на перекрестке через несколько секунд. И - увы - столкновение случается чаще на нерегулируемых перекрестках.

Первый вопрос, который приходится решать при подъезде к нерегулируемому пересечению: по какой дороге едешь - главной, второстепенной или равнозначной? Главенство или второстепенность дороги определяют знаки приоритета либо наличие покрытия по отношению к той дороге, где его нет. Отсутствие этих двух признаков говорит, что впереди - перекресток равнозначных дорог. Причем нужно иметь в виду, что большее число полос движения не является обязательным признаком главной дороги.

Правильный ответ на первый вопрос дает возможность успешно решить и второй - кто должен уступить дорогу? Находясь на второстепенной дороге, нужно уступить тому, кто следует по главной, а на пересечении равнозначных дорог уступит имеющий помеху справа.

Среди наиболее частых ошибок у велосипедистов при проезде нерегулируемых перекрестков нужно назвать неправильное распределение своего внимания. Особенно это наблюдается у начинающих: подъезжая к пересечению, они начинают усердно крутить головой в разные стороны.

А правило здесь простое: необходимо в первую очередь обращать внимание на ту дорогу, с которой водитель транспортного средства имеет преимущество в движении.

Если при подъезде к перекрестку нельзя точно определить по признаку покрытия, какая это дорога (например, в темное время суток или из-за снега и грязи), а знаков приоритета нет, то Правила требуют, чтобы вы считали свою дорогу второстепенной.

ПРОЕЗД РЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕКРЕСТКОВ

Светофор вносит строгий порядок при пересечении перекрестка. Он здесь хозяин и отменяет такие понятия, как "главная" и "второстепенная" дороги и, соответственно, действия знаков приоритета. При красном сигнале светофора вы должны остановиться у поперечной линии разметки или таблички "Стоп", а если их нет - за несколько метров до светофора, чтобы не мешать переходящим пешеходам и транспорту, следующему в поперечном направлении. Но, еще подъезжая к регулируемому перекрестку, важно установить, нет ли у светофора дополнительной секции-стрелки. Ведь это значит, что поворачивать можно только при ее включении, пропуская транспортные средства с других направлений. Иногда в конце разрешающей фазы зеленый сигнал начинает мигать - осталось не более 4 с. Взвесьте свои возможности с учетом протяженности перекрестка - успеете ли вы преодолеть его зону? Последующий короткий желтый сигнал дается, чтобы те, кто оказался на самом перекрестке, смогли его освободить.

У основного светофора, который всегда расположен справа или над проезжей частью, может перегореть лампочка, поэтому обычно слева от дороги устанавливается дублирующий, светофор. Вот почему, проезжая перекресток в прямом направлении или поворачивая направо или налево и увидев красный сигнал, нужно продолжать дальнейшее движение, не останавливаясь. Есть, правда, одно исключение: на сложных перекрестках, например с широкой разделительной полосой, при выезде может быть еще одна стоп-линия и светофоры могут быть установлены дополнительные - справа, чтобы часть транспорта могла остановиться в имеющемся разрыве проезжей части. Но там в обязательном случае должна быть табличка "Стоп" и (или) стоп-линия поперечной разметки.

1.8 Светофорное регулирование перекрестка.

5.33 Стоп-линия. Указывает место остановки ТС на запрещающий сигнал регулировщика или светофора.

Несмотря на то, что для вас уже зажегся зеленый, не торопитесь начать движение. Нужно дать возможность закончить поворот или разворот водителям транспортных средств, начавшим его на разрешающий сигнал светофора. Eсли поворот направо (поворот налево для велосипедистов при левоповоротной стрелке не сходя с велосипеда запрещен) осуществляется с помощью стрелки, включенной одновременно с желтым или красным сигналом светофора, то необходимо не забыть в этой ситуации уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений, а также пешеходам, пересекающим дорогу на зеленый сигнал.

Как быть в том случае, если на перекрестке светофор отключен (т. е. включен желтый мигающий сигнал) или вышел из строя? Тогда вступают в силу дорожные знаки приоритета, которые здесь всегда установлены.

ГЛАВНАЯ ДОРОГА

Деление дорог на главные и второстепенные связано не с тем, чтобы "возвеличить" одну и "обидеть" другую, а лишь с одним обстоятельством - дать приоритет в проезде на перекрестках по одному из основных, наиболее важных маршрутов. Ведь на всех перекрестках светофоров, увы, не установить, в то же время на пересечении равнозначных дорог приходится постоянно притормаживать, чтобы определить, нет ли помехи справа. Вот главная дорога и дает возможность решить эту проблему. В ее начале всегда устанавливают знак "Главная дорога", а в конце "Конец главной дороги". На всех других боковых дорогах и проездах висят знаки "Уступите дорогу" или "Движение без остановки запрещено". Другой признак такой дороги - наличие дорожного покрытия. Но он действует лишь при пересечении с дорогами, на которых покрытия нет - грунтовыми. Например, проселочными дорогами, выездами со строек, дворов и т. п. По главной дороге можно смело проезжать перекрестки, а с других дорог все виды транспортных средств, включая и трамвай, должны уступить дорогу.

Бывают ситуации, когда главная дорога, дойдя до пересечения, поворачивает вправо или влево. Об этом немедленно сообщает дорожный знак-табличка "Направление главной дороги". Как быть, если две главные дороги подходят к перекрестку? На перекрестке двух главных дорог быть не может! Поэтому одну из них, обычно с меньшей интенсивностью движения, переводят во второстепенную.

Представьте, что вы подъезжаете к дороге, при выезде на которую установлены знаки "Уступите дорогу" или "Движение без остановки запрещено". Как безопасно пересечь или выехать на главную дорогу? В каком месте нужно остановиться, чтобы пропустить другое транспортное средство, да и вообще, что значит "уступить дорогу"?

Правила не оговаривают конкретно, где нужно остановиться для пропуска транспорта, следующего по главной дороге, если нет поперечных стоп-линий разметки. Уступить же дорогу - значит не вынудить водителей, имеющих преимущественное право на проезд перекрестка, тормозить или менять положение своего транспортного средства на дороге.

2.1 Главная дорога. Знак приоритета при поезде нерегулируемых перекрестков. Движущимся по ней дается приимущество первоочередного проезда.

2.3.1 Пересечение со второстепенной дорогой и 2,3,2 и 2,3,3 Примыкание второстепенной дороги.

При знаке "Уступите дорогу" необходимо снизить скорость и, оценив обстановку (нет ли приближающихся по главной дороге автомобилей или других видов транспорта?), выезжать на перекресток. Знак "Движение без остановки запрещено" более "строгий". Его требование нужно выполнять всегда, независимо от того, есть ли поблизости транспорт или нет. Необходимо снизить скорость вплоть до полной остановки и лишь в этом положении, оценив обстановку, продолжать движение. Такой "формализм" знака не случаен. Он заботится о безопасности выезжающих на главную дорогу в местах с ограниченной видимостью.

НА КОЛЬЦЕВОМ ПЕРЕСЕЧЕНИИ

Одним из самых опасных видов пересечений для велосипедистов считается перекресток с круговым движением. Данная схема все чаще используется в практике организации движения и дает возможность существенно повысить пропускную способность транспортного узла. В центре такого перекрестка устраивают островок диаметром от 10 до 80 м, вокруг которого и следует транспорт. Перед пересечением обязательно устанавливают знак "Круговое движение", о нем может заранее предупреждать знак "Пересечение с круговым движением". Порядок выезда на перекресток определяют либо светофорное регулирование и знаки приоритета, либо правило "помехи справа".

На кольцевых пересечениях велосипедисты подвержены большему риску, чем водители других транспортных средств (при этом около половины всех происшествий с ними случается на подходах к пересечению). Почему? Кольцевые пересечения имеют большую площадь, в зоне которой пересекаются пути тихоходных велосипедов и скоростных автомобилей и мотоциклов.

1.7 Пересечение с круговым движением. Предупреждает об особенности движения на перекрестке.

4.3 Круговое движение. Предписывает движение на перекрестке в данном направлении.

На какие особенности движения в зоне кольцевого пересечения велосипедисту нужно обращать внимание прежде всего? Несмотря на то, что движение по кругу организовано всегда в одну сторону (против часовой стрелки), велосипедисту нужно не забыть подать сигнал поворота направо. Многие возразят - зачем? Ведь повернуть здесь можно только в одну сторону. На самом деле это очень важно! В сигналах на перекрестках должна быть последовательность: раз перекресток - значит нужно обозначать, куда вы собираетесь дальше следовать. Ведь точно так же можно сказать и о других ситуациях, например, если на перекрестке висят знаки "Движение только налево" или "Движение только направо". Такие предупреждающие сигналы помогают водителю, следующему сзади, лучше ориентироваться в дорожной ситуации, а значит, быть менее опасным для вас.

Движение по самому кругу схоже с движением по улице с односторонним движением. Здесь уже нет необходимости в подаче сигнала поворота, и его нужно подавать лишь при съезде направо на нужную дорогу.

"ЗЕБРА"

"Зебра" для пешеходов - своеобразный мостик чтобы безопасно перейти проезжую часть. А для водителей транспортных средств это сигнал: "Осторожно, пешеходы!". Разметка "зебра" обозначает нерегулируемый пешеходный переход и может применяться как отдельно, так и вместе со знаком "Пешеходный переход". Особенно много таких переходов устроено в городах, почти на каждом нерегулируемом перекрестке, у школ, кинотеатров, магазинов. Например, в Москве более 3 тыс. переходов с таким экзотическим названием.

Как велосипедисту наиболее безопасно проезжать "зебру"? Если перед переходом остановился автомобиль, не спешите его объезжать - продолжать движение можно лишь после того, как убедитесь, что впереди нет пешеходов.

Воздержитесь от обгона или опережения в зоне перехода, так как ограниченный обзор может скрыть движущихся пешеходов.

Увидев, что с тротуара или обочины на проезжую часть собираются сойти пешеходы, по возможности нужно снизить скорость и предупредить их об опасности звонком.

Если на "зебре" находятся пешеходы, движение можно продолжать, лишь пропустив их и не создавая им помех.

НА УЛИЦЕ С ОДНОСТОРОННИМ ДВИЖЕНИЕМ

Какие особенности диктует одностороннее движение велосипедистам? Разница с дорогой, имеющей двустороннее движение, невелика. Также нужно ехать по правой полосе, не далее 1 м от тротуара или обочины, а на перекрестках при числе полос две и более запрещен поворот налево.

5.5 Дорога с односторонним движением. Указывает на одностороннее движение на этой дороге.

5.7.1 и 5,7,2 Выезд на дорогу с односторонним движением.

Но самое главное, на дороге с односторонним движением велосипедисту ни в коем случае нельзя ехать даже по кромке проезжей части навстречу общему направлению транспортного потока.

ИДУТ РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ

Зоны ремонтных работ на дорогах относятся к опасным участкам. Обычно эти работы связаны с уширением проезжей части, прокладкой коммуникаций, ремонтом покрытия. Они обозначаются соответствующими дорожными знаками, и их чаще всего огораживают забором с характерной раскраской. Здесь также могут складировать материалы и располагать строительные машины и механизмы.

Какие опасности подстерегают велосипедистов при проезде участков дорог, где проводятся ремонтные работы? Сужение проезжей части приводят к неизбежным перестроениям транспортных средств и общему снижению скорости движения, в результате чего сокращаются боковые интервалы в параллельных рядах. В этой ситуации велосипедистам приходится часто ехать не только рядом с автомобилями, но и в одной колонне с ними. Несоблюдение скоростных режимов и правил перестроения является здесь основными причинами многочисленных мелких столкновений. Но если для водителей автомобилей, защищенных металлическим кузовом, они не опасны, то для велосипедистов любой удар приводит к печальным последствиям.

1.23 Дорожные работы.

4.2.1 4.2.2 и 4,2,3 Направление объезда препятствия.

Как все же безопаснее проезжать на велосипеде зоны ремонтных работ? Конечно, продолжать движение по проезжей части, даже где она сужена, вполне возможно, но при условии, что движение транспорта невелико, имеются большие разрывы между автомобилями. Для этого при изменении направления движения на проезжей части нужно снизить скорость, и подать сигнал перестроения. Ехать в зоне производства работ надо как можно правее к краю проезжей части, чтобы другие транспортные средства проезжали слева.

Бывают ситуации, когда сужение дороги вызывает скопление значительного числа автомобилей и они медленно, с частыми остановками проезжают эту зону. В этом случае велосипедисту безопаснее сойти с дороги и пройти опасный участок пешком по тротуару или обочине.

В ЗОНЕ ТРАМВАЙНЫХ ПУТЕЙ

Пересекая трамвайные пути или следуя вдоль них, велосипедист должен выполнять все те требования Правил, что и водители других транспортных средств. Самые ответственные моменть здесь - пересечение путей и проезд в зоне остановки трамвая. На пересечении равнозначных дорог трамваю сделано исключение - при разъезде с ним не действует правило помехи справа и ему нужно уступать дорогу. Даже на светофоре при одновременном праве на движение он имеет преимущество проезда первым Эти исключения сделаны не случайно. Во-первых, трамвай следует по обособленному пути рельсам, поэтому он не может маневрировать! Во-вторых, у трамвая плохие динамические качества: движущемуся со скоростью 40 км трамваю с пассажирами нужно пройти расстояние в 45 м, чтобы остановиться.

Как правильно поступить, если следующий впереди трамвай затормозил у остановки и из него на проезжую часть стали выходить пассажиры? Правила не требуют в этой ситуации обязательной остановки. Можно лишь снизить скорость и пропустить пешеходов, идущих к стоящему на остановке трамваю или от него.

РЯДОМ С ОСТАНОВКОЙ

Как вы поступите, когда автобус трогается от остановки, оповещая об этом других участников движения включением указателя поворота? Проедете мимо, подадите сигнал звонком или уступите дорогу автобусу? Верное решение в этой ситуации - выполнение требований Правил, в которых говорится, что в "в населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающий движение от обозначенной остановки".

5.12 Место остановки маршрутных ТС, и 5,14 такси. Не разрешено останавливаться в зоне знаков (15м), если создаст помехи маршрутным ТС.

Зоны остановок общественного транспорта по праву считаются опасными участками на дороге. Здесь происходят частые перестроения, торможения и остановки крупногабаритных автобусов и троллейбусов, пешеходы рискованно выходят на проезжую часть из-за остановившихся транспортных средств.

Как безопасно миновать зоны остановок? Проезжать мимо стоящих транспортных средств нужно осторожно, снижая скорость и будучи всегда готовым к неожиданному появлению пешехода, спешащего к остановке или от нее. Собираясь объехать автобус или троллейбус и выезжая на вторую полосу, нужно уступить дорогу транспортному средству, следующему по этой полосе, и не забыть подать сигнал перестроения. Не задерживаясь долго в зоне объезда, необходимо вновь занять крайнее правое положение на проезжей части.

Сайт Никонова Яна и Алексея Кабенкина.

Предыдущая. На главную. Следующая.
Я с признательностью приму любые замечания по новому изданию сайта и пожелания о необходимых изменениях и дополнениях по адресу   Nerey@front.ru.