Крайние случаи.

НА ПОСЛЕДОК

СИГАРЕТА ИЛИ РУЛЬ ВЕЛОСИПЕДА?

Некоторые велосипедисты, следуя по загородной тихой дороге, настолько расслабляются, что даже закуривают сигарету. И совсем забывают, что она такой же враг, как алкоголь, наркотики. По этому поводу исследователи утверждают, что каждая двадцатая авария на дорогах планеты так или иначе связана с сигаретой или вредной привычкой курить.

Всем известно, что в табачном дыме содержится около 2 тыс. вредных для организма человека веществ. Клубы табачного дыма ослабляют остроту зрения, частицы тлеющего пепла на ветру могут попасть в глаз, от сигареты ухудшается самочувствие, появляются головные боли, нарушается координация движений, быстрее наступает утомляемость. Сигарета отвлекает внимание, и человек не успевает контролировать меняющуюся дорожную обстановку. Одна рука практически постоянно занята сигаретой - это всегда опасно, когда нужно быстро выполнить маневр на дороге.

Вывод один - велосипед и сигарета несовместимые вещи.

ВРАГ НОМЕР ОДИН

Говорят, что пьяному "море по колено". Это подтверждает статистика аварийности: каждое четвертое происшествие на дорогах страны связано с тем, что водитель был за рулем в нетрезвом состоянии.

В чем опасность алкоголя? Исследованиями установлено, что 100 г водки, которые выпиты водителем перед поездкой, в 5 раз повышают вероятность оказаться в дорожном происшествии. Алкоголь в течение часа впитывается в кровь и разносится по всем важным органам человека, оказывая свое пагубное влияние. Из- за этого у выпившего человека резко снижается реакция на опасность, он начинает переоценивать свою способность быстро затормозить или объехать препятствие на дороге. Сигналы светофора ему кажутся серого цвета, а при выезде из темного двора на залитую солнцем улицу выпивший водитель дольше обычного привыкает к новому уровню освещения. Даже небольшие дозы алкоголя (стакан сухого вина, шампанского, две кружки пива) могут оказаться роковыми. Водитель переоценивает свои физические возможности, чаще допускает оплошности, превышает скорость движения. С увеличением принятой дозы быстрее наступает утомление.

Вот почему ни в коем случае нельзя садиться за руль велосипеда нетрезвым, как и недопустимо передавать велосипед в руки выпившего человека. Об этом однозначно говорят и Правила.

ЭТИКА ДОРОГИ

Правила дорожного движения предусматривают целый комплекс технических, юридических и других норм, которым должны следовать водители и пешеходы. Но они, конечно, не могут дать рекомендации на все случаи и ситуации, случающиеся на дороге. Особенно это касается культуры дорожного движения. Ведь от нее зависит не только то, получите ли вы удовольствие от поездки, но и, самое главное, будет ли она безопасна. Другая ее отличительная черта - она в равной степени относится и к велосипедисту, и к водителю автомобиля, и к пешеходу.

Вот две типичные дорожные ситуации. Водителю грузовика нужно повернуть направо. Обгоняя велосипедиста, он сразу приступает к повороту, не задумываясь, а что делать в такой обстановке водителю двухколесного транспортного средства, которого буквально "выжимают" с проезжей части? Бывает и наоборот. Велосипедист, даже не убедившись, догоняет ли его сзади автомобиль, резко начинает совершать поворот налево или разворот, ставя в безвыходное положение водителя.

Итак, давайте сформулируем те основные правила этики на дороге, которыми должен руководствоваться каждый велосипедист.

Будьте вежливым и предупредительным. Даже имея право на преимущество проезда, но увидев, что из-за невнимательности или неосторожности кто-то оказался на пути движения, уступите дорогу.

При выполнении любого маневра на дороге нужно обязательно своевременно подать предупредительный сигнал другим участникам движения.

Не мешайте двигаться другим. Не нужно занимать больше ширины проезжей части, чем положено для движения. Не задерживайтесь при проезде перекрестка.

Будьте аккуратным и предусмотрительным. Аккуратность - это прежде всего точное выполнение требований пунктов Правил. Казалось бы, пустяк - нет заднего фонаря или отклонился от края проезжей части дальше на 1-2 м. Но имен но такие вольности и приводят к происшествиям. Предусмотрительность - родная сестра аккуратности. Она состоит в том, что нужно видеть вперед чуть дальше - как сложится дорожная ситуация через 3-5 с? Нужно своевременно принимать необходимые меры, чтобь избежать конфликта на дороге. Следует заранее перестраховаться и считать лучше, что остальные водители Правил не знают, стараться внимательно вдуматься в вероятные их действия - пусть даже самые дикие. Помнить правило трех "Д" - Дай Дорогу Дураку.

Сохраняйте спокойствие и не отвечайте грубостью на чужие ошибки. Дорога не терпит резких маневров: ускорений, торможений, перестроений. Это всегда бывает неожиданно для других участников движения. Если вас обогнал другой велосипедист, опасно "подрезав", не стоит отвечать ему тем же. "Мщение" на проезжей части никогда к добру не приводило.

ДОРОЖНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ

Что случилось там, впереди? Скопление машин, люди вокруг...

Вы оказались на участке дороги в тот момент, когда там столкнулись автомобили или произошел наезд на велосипедиста или пешехода. Как правильно поступить, не нарушая Правил? Проехать мимо или остановиться? Если вы видели, как развивались события в момент аварии, то становитесь важным свидетелем.

Уехав с места происшествия, вы лишаете следствие возможности объективно разобраться в случившемся, установить, кто виновник аварии. Правила требуют в этой ситуации обязательно остановиться, не мешая движению других транспортных средств, оказать доврачебную помощь пострадавшим, вызвать "скорую медицинскую помощь", сообщить о случившемся в ближайшее подразделение ГИБДД или милиции, наконец, записать номера транспортных средств, фамилии и адреса свидетелей, оказавшихся рядом с вами в момент аварии, и ожидать приезда сотрудников милиции. В случае если лежащий поврежденный в происшествии велосипед, мопед или мотоцикл препятствует движению транспорта, его можно убрать с проезжей части, предварительно обозначив это место в присутствии свидетелей.

ПОМОГИ ПОСТРАДАВШЕМУ!

Часто минуты решают - останется ли в живых пострадавший на дороге, если до прихода "скорой" не оказать ему необходимую помощь. Велосипедист случайно оказался там, где случилось несчастье. Быть ли простым зрителем или помочь пострадавшим? Ответ только один: по возможности постараться оказать посильную медицинскую помощь и после этого немедленно вызвать "скорую".

Но как правильно оказать эту помощь? Нужно иметь в виду, что дорожные травмы связаны всегда с многочисленными переломами, порезами и порывами внутренних органов человека: любая авария характеризуется ударом при столкновении. Даже при скорости 20 км/ч в данной ситуации на человека действуют силы, в 6-7 раз превышающие силу тяжести.

Основной принцип при оказании пострадавшим первой помощи - не нанести ему своими неправильными действиями новых травм.

Если человек лежит на проезжей части, его нужно переместить на обочину или тротуар, но не переносить, а перетащить. Дело в том, что другие водители могут не заметить лежащего человека и совершить повторный наезд на него. Не кладите пострадавшего на спину, за исключением случая, когда ему нужно сделать искусственное дыхание. Голова раненого всегда должна быть наклонена в сторону. Если происшествие произошло в холодную погоду, не забудьте подстелить что-нибудь на землю и по возможности накройте человека теплой одеждой, чтобы к ранам не добавилась простуда. В случае сильного кровотечения, чтобы его остановить, нужно потуже перетянуть жгут выше раны.

Если дорожное происшествие случилось недалеко от города или населенного пункта, не торопитесь отправлять пострадавшего на первом попавшемся автомобиле - неправильная транспортировка раненого, как показывает практика, часто заканчивается самыми печальными последствиями. В этой ситуации будет лучше как можно быстрее сообщить о случившемся в медицинское учреждение или милицию.

КОМАНДЫ ИНСПЕКТОРА ГИБДД

Когда-то инспектор ГИБДД, а точнее сотрудник ОРУДа (отделения регулирования уличного движения), стоял в центре перекрестка и своими командами показывал, кому и когда первому проезжать и переходить это опасное место. Он успешно справлялся со своими обязанностями, заменяя светофоры и дорожные знаки. Прошли десятилетия, многократно возросла интенсивность движения на наших дорогах, поток машин стал нескончаемым. Неузнаваемо изменился облик самого инспектора ГИБДД. Если раньше у него был лишь свисток да жезл, то теперь есть радиосвязь, приборы контроля за скоростью, техническим состоянием транспортных средств. Современный инспектор ГИБДД может передвигаться не только на мотоцикле и автомобиле, но и на вертолете. В работе ему помогают светофоры, знаки, разметка. Но вот светофор вышел из строя или проезжает колонна автобусов с детьми - инспектор берет на себя регулирование движения. В этой ситуации положения его тела, рук, жезла несут определенные команды, которые необходимо знать каждому. Инспектор ГИБДД обращен к вам грудью: если руки опущены или вытянуты в стороны - движение транспортных средств запрещается во всех направлениях; если рука вытянута вперед - разрешен поворот направо.

Инспектор ГИБДД стоит к вам левым боком: если правая рука вытянута вперед - движение разрешено во всех направлениях, а трамваю только налево;

если руки опущены или вытянуты в стороны - безрельсовым транспортным средствам разрешено двигаться прямо и направо, а трамваю - прямо.

Инспектор ГИБДД стоит к вам правым боком:

если правая рука вытянута вперед - движение всех транспортных средств запрещено;

если руки опущены или вытянуты в стороны - безрельсовым транспортным средствам разрешено двигаться прямо и направо, а трамваю - прямо.

Инспектор ГИБДД обращен к вам спиной, а руки опущены или вытянуты в стороны - движение всех транспортных средств запрещено.

Следует также иметь в виду, что поднятая вверх рука инспектора ГИБДД запрещает движение всех транспортных средств и пешеходов во всех направлениях. Вместо жезла инспектор ГИБДД может применять диск с красным сигналом или отражателем.

ВАС ОСТАНОВИЛ ИНСПЕКТОР

Кроме обязанности брать на себя регулирование движения на участках дорог в особых ситуациях, у инспектора ГИБДД есть другая не менее важная задача - собирать деньги :) (шутка) - контроль за безопасным поведением участников дорожного движения и соблюдением ими Правил.

Какими сигналами инспектор ГАИ может вас остановить во время движения? Возможны две типичные ситуации. Он обгоняет или опережает на автомобиле (мотоцикле) и покачивает рукой с жезлом в сторону нарушителя. Эти жесты требуют немедленной и обязательной остановки велосипедиста у края проезжей части.

Инспектор ГИБДД стоит на дороге. Сигнал свистка, которым он привлекает к себе внимание, И очень уж выразительный жест жезлом требуют, чтобы велосипедист прервал свое движение.

Как правильно осуществить остановку, если инспектор ГИБДД подал вам команду остановиться? Когда он догоняет вас на транспортном средстве или стоит на обочине или у тротуара, останавливаться нужно у края проезжей части, по возможности ближе к нему. Ну, а если инспектор находится на середине дороги? Правила безопасной остановки остаются теми же - у тротуара или на обочине. Остановившись, подождите, пока инспектор ГИБДД подойдет к вам сам и объяснит характер нарушения или другую причину, по которой он вас остановил.

Если вы не согласны с решением инспектора ГИБДД, не надо вступать с ним в спор, его действие можно обжаловать в установленном порядке, обратившись в милицию.

КОГДА НА ДОРОГЕ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Во время поездки на велосипеде к вам приближается автомобиль с одновременно включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов. Как вам поступить? Немедленно остановиться на обочине, у тротуара или продолжить движение дальше, посчитав, что эти сигналы действительны только для водителей автомобилей?

Прежде чем ответить, давайте вначале вспомним, в каких случаях транспортные средства оборудуются "маячками" и "сиреной". Это автомобили и мотоциклы, которые выполняют срочные задания, например, сопровождают колонны автобусов, спешат на пожар или для оказания скорой медицинской помощи пострадавшим людям. Таким транспортным средствам во время выполнения ими задания при включении проблесковых маячков и специального звукового сигнала разрешается отступать от ряда требований Правил, а долг остальных водителей и пешеходов - не мешать их движению.

Но давайте вернемся к вопросу - как правильно поступить в данной ситуации? Правила указывают, что "на дорогах, имеющих не более двух полос для движения в каждом направлении" велосипедисты и водители других транспортных средств, следующие в попутном направлении (а при отсутствии разделительной полосы - и встречного направления), "должны остановиться у тротуара или обочины. Возобновлять движение разрешается только после проезда замыкающего колонну транспортного средства с включенными проблесковыми маячками синего и (или) зеленого цвета". Необходимо также иметь в виду, что если на приближающемся транспорте включен только маячок синего цвета или звуковой сигнал, а иногда и вместе, надо также уступить дорогу и постараться не мешать движению, но останавливаться не обязательно.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ

Велосипедист - полноправный участник дорожного движения, и от его действий зависит безопасность самого себя и других людей. Нарушая Правила, он может совершить наезд на пешехода, вынудить других водителей опасно маневрировать на дороге, стать виновником аварии и пострадать сам. Но мало знать Правила, нужно всегда представлять ту ответственность, которую несет велосипедист как участник движения за их нарушения.

В зависимости от характера нарушений Правил и их последствий к велосипедистам в соответствии с действующим в РФ законодательством могут быть применены различные санкции, в том числе меры административной и уголовной ответственности. Если нарушение не было связано с дорожным происшествием, то велосипедист может быть привлечен к административной ответственности. В соответствии с действующими в настоящее время Указом "Об административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения", меры воздействия к лицам в возрасте до 16 лет, а также в отношении их родителей принимаются районными (городскими) комиссиями по делам несовершеннолетних. Нарушившие Правила лица в возрасте от 16 до 18 лет наказываются на общих основаниях, либо такие нарушения могут быть рассмотрены в районных (городских) комиссиях по делам несовершеннолетних.

В таблице показаны меры административных санкций, которые могут быть применены к велосипедистам, нарушившим требования Правил.

Сайт Никонова Яна и Алексея Кабенкина.

Предыдущая. На главную.
Я с признательностью приму любые замечания по новому изданию сайта и пожелания о необходимых изменениях и дополнениях по адресу   Nerey@front.ru.