Электрика мотоцикла. |
АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИВ аккумуляторной батарее при зарядке в результате химической реакции электрическая энергия превращается в химическую и в таком виде накапливается. При разрядке химическая энергия превращается в электрическую. Широко используется аккумуляторные батареи двух типов: кислотные (свинцовые) и щелочные (железо-никелевые и кадмиево-никелевые). На мотоцикле обычно установлены кислотные аккумуляторные батареи. Кислотные аккумуляторные батареиНапряжение заряженного кислотного аккумулятора равно 2,2 в. При напряжении ниже 1,8 в нормальная работа аккумулятора нарушается. Аккумуляторная батарея напряжением 6 в состоит из трех аккумуляторов, соединенных: последовательно. Количество запасенной аккумулятором электроэнергии (его емкость), отдаваемой при разрядке от напряжения 2,2 в до напряжения 1,8 в, выражается в ампер-часах. Емкость в первую очередь зависит от размеров пластин. Наибольшее количество запасеннбй электроэнергии аккумуляторы отдают при разрядке малым током. Устройство и работа. Корпус 4 (рис. 98) мотоциклеткой кислотной аккумуляторной батареи имеет прямоугольную форму и сделан из эбонита, пластмассы или стекла. Корпус; разделен перегородками на три отсека. В каждом отсеке помещен отдельный аккумулятор, который закрыт крышкой, имеющей пробку и залитой сверху черной мастикой. В отсеках, наполненных электролитом, расположены положительные пластины 5 красновато-коричневого цвета и отрицательные пластины 6 серого цвета. Между пластинами имеются легкопроницаемые для электролита перегородки — сепараторы 7. Их изготовляют из различных материалов: специально обработанной древесины, перфорированого целлулоида, мипора, хлорвинила, стекловолокна и др. Пластина аккумулятора представляет собой решетку, отлитую из сплава свинца с сурьмой, отверстия в которой заполнены активной массой —пастой. Пасту для положительных пластин изготовляют из свинцового сурика, а для отрицательных пластин — из свинцового глета. Положительная пластина размещена между , двумя более прочными отрицательными пластинами. Отрицательных пластин всегда на одну больше, чем положительных. Пластины приварены к сборной шине (баретке), от которой наружу аккумулятора выходит токовыводящий штырь с клеммой 1 или перемычкой 3. На Дне отсеков имеются ребра, на которые опираются пластины. Между ребрами оседает осыпающаяся со временем активная масса. Ребра предохраняют соседние положительные, и отрицательные пластины от короткого замыкания, которое может быть вызвано осыпавшейся активной массой. Сепараторы, не препятствуя циркуляции электролита и прохождению электрического тока, предохраняют разноименные пластины от короткого замыкания, удерживают активную массу от выпадения из ячеек решетки, обеспечивают плотную установку комплекта пластин в банке. В банках есть отверстия для заливки электролита, закрытые пробками 2. В пробке сделаны небольшие вентиляционные отверстия, которые пропускают газы, но задерживают электролит. Зарядный ток вызывает химическую реакцию, протекающую снаружи пластин и во всех порах активной массы, в которые проник электролит. Реакция сопровождается образованием газов, усиливающимся по мере, увеличения зараженности батареи и очень бурным в конце заряда. Чем больше зарядный ток, тем больше образуется газов. Если своевременно не уменьшить ток, то пузырьки газов не успеют выйти через поры пластин и будут разрыхлять активную массу, вследствие чего она начнет осыпаться. Во время разрядки аккумуляторной батареи большим, током (например, при включении стартера или нити дальнего света) плотность электролита начинает уменьшаться (в первую очередь непосредственно около пластин). Электролит не успевает перемешиваться, интенсивность химической реакции ослабевает, уменьшается отдаваемый аккумуляторами ток, вращение стартера замедляется, накал ламп слабеет. Следует избегать чрезмерной разрядки батареи сильным током, но если это произошло, нужно прекратить за несколько минут разрядку, чтобы электролит в порах пластин успел перемешаться с электролитом во всем отсеке. В табл. 2 дана характеристика аккумуляторных батарей. Цифра 3 (табл. 2) в наименовании отечественных мотоциклетных аккумуляторных батарей обозначает количество аккумуляторов в батарее; буквы МТ — что она мотоциклетная; дифры после букв характеризуют номинальную емкость в ампер-часах. Буква С указывает на пригодность батареи для питания стартера. Емкость батарей при 10-часовой разрядке (табл. 2) в действительности меньше номинальной и составляет, например, у батареи З-МТ-7 6 а/ч, причем это значение емкости соответствует разрядке только небольшим током, который, в частности, потребляют лампы стояночного света мотоцикла. При 3-часовой разрядке током 1,4 а емкость уменьшается до 4,2 а-ч, а при 30-минутной разрядке током 5,6 а — до 2,8 а-ч. Но и эта небольшая емкость получится только в том случае, если будут выполнены все правила ухода за исправной батареей. Поэтому не следует удивляться, если при неэкономном расходовании электроэнергии, например включения дальнего света на стоянке и при медленной езде, аккумуляторная батарея окажется разряженной. Повреждения аккумуляторной батареи.Основные повреждения аккумуляторной батареи следующие: 1. Сульфатация при падении напряжения одного элемента ниже 1,8 в. Вследствие этого на пластинах образуется белый налет. Белый налет отлагается не только на поверхности пластин, но и внутри их, закрывая поры, поэтому удалить его скребком нельзя. По мере увеличения интенсивности сульфатации все большая часть поверхности пластин выключается из работы и уменьшается емкость аккумуляторной батареи. Уменьшить сульфатацию не очень запущенных пластин и в некоторой степени восстановить утраченную батареей емкость можно путем повторных зарядок— разрядок током 0,5 а и замены в батарее электролита нормальной плотности дистиллированной водой или электролитом очень малой плотности. Зарядку надо вести до превращения повышения плотности электролита; желательно, чтобы напряжение, подводимое к одному элементу в процессе зарядки, было несколько меньше 2,3 в. 2. Короткое замыкание пластин активной массой (шламом), выкрошившейся при разрушении пластин. Аккумулятор с такими пластинами перестает работать. Временно штыри неработающего аккумулятора лучше замкнуть перемычкой из проволоки, сопротивление которой меньше сопротивления активной массы, вызвавшей замыкание внутри аккумулятора. 3. Разрушение пластин от зарядки и перезарядки большим током, а также от длительной работы. Кроме того, пластины разрушаются вследствие разрядов током большой величины, коротких замыканий при злоупотреблении пробой «на искру», слишком большой плотности электролита и недостаточного его уровня. 4. Наружные повреждения — трещины в корпусе батареи и мастичной заливке и поломка клемм. Трещины образуются главным образом от ударов при тряске слабо закрепленной аккумуляторной батареи, особенно при сильном морозе. Поломка клемм происходит часто в результате неумелого закрепления контактного болта, без его поддержки вторым гаечным ключом. Обслуживание.Полная емкость новой неработающей батареи сохраняется не более 2 лет. Дата выпуска батареи указана на перемычках. Аккумуляторные батареи поставляются потребителям без электролита в незаряженном виде или с предварительно заряженными пластинами, о чем завод- изготовитель дает соответствующие указания. Перед установкой на мотоцикл батарею необходимо наполнить электролитом и зарядить в стационарных условиях (не на мотоцикле) постоянным током в соответствии с указаниями завода-изготовителя. Для подготовки батареи к эксплуатации и для обслуживания ее требуются аккумуляторная серная кислота, дистиллированная вода, кислотомер-ареометр в стеклянной трубке с резиновой грушей, амперметр, вольтметр. При приготовлении электролита серную кислоту вливают в дистиллированную воду. Вливать воду в кислоту недопустимо, так как кислота будет сильно разбрызгиваться. Вливать в кислотные аккумуляторы растворы других кислот, кроме аккумуляторной серной кислоты, категорически запрещается. Лучше работают аккумуляторы при использовании дистиллированной воды. Можно, применять снеговую или дождевую воду, если она не стекала с металлической крыши и не была собрана в металлическую посуду. Смешивать небольшие количества серной кислоты и дистиллированной воды можно в стеклянной банке. Употреблять для этой цели металлическую (неспециальную) посуду запрещается, так как электролит станет не годным к употреблению и испортит аккумуляторы. Плотность электролита измеряют с помощью ареометра (рис. 99, а). В колбу засасывают из аккумулятора необходимое для всплыванйя ареометра количество электролита. Деление, до которого погрузится шкала ареометра, показывает плотность электролита. Колбу надо держать так, чтобы ареометр не цеплялся за ее стенки. Если плотность электролита измеряется при температуре, большей или меньшей 15° С, следует ввести температурную поправку к показаниям ареометра: при температуре примерно 30° С прибавить 0,01, а при температуре около —15° С вычесть 0,02. Для приготовления электролита различной плотности при температуре 15 или 25° С требуется к 1 л воды добавить следующее количество аккумуляторной серной кислоты с плотностью 1,83: В случае отсутствия мензурки электролит плотностью 1,12 можно приближенно получить, если смешать один объем серной кислоты и восемь с половиной объемов воды, а электролит плотностью 1,28 — один объем серной кислоты и три объема воды. Для заполнения батареи З-МТ-7 нужно 0,300 л электролита, а батареи З-МТ-14 — 0,500 л. Чтобы приготовить 0,300 л электролита плотностью 1,12, требуется 0,034 л (меньше 0.25 стакана) серной кислоты. Вливая серную кислоту небольшой струей в воду, раствор перемешивают и, если он сильно нагревается, охлаждают до температуры 20—25°С. Горячий электролит портит пластины и сепараторы. При заливке охлажденного электролита в аккумуляторы его уровень проверяют с помощью стеклянной трубки или эбонитовой палочки. Стеклянную трубку 1 опускают в аккумулятор до упора (рис. 99, б). Верхнее отверстие трубки плотно закрывают пальцем и трубку вынимают. Высота столба жидкости в трубке показывает, насколько уровень электролита выше пластин или решетки. Этот уровень должен быть равен 10— 12 мм у батареи З-МТ-14 и 5 мм у батарей З-МТ-7 и З-МТР-10. В чехословацких батареях уровень электролита должен быть на высоте первой перегородки, над пластинами. Плотность заливаемого в эти батареи электролита 1,28. Зарядку батареи можно начинать не ранее чем через 4 ч (батарею З-МТР-10 через 2 ч) после заливки электролита, чтобы пластины успели пропитаться электролитом. Откладывать заряд батареи на сутки и более недопустимо во избежание сульфатации пластин. Зарядка аккумуляторной батареи осуществляется с помощью какого-нибудь зарядного устройства, например германиевого или селенового выпрямителя, подключенного к осветительной сети. Положительную клемму батареи соединяют с положительной клеммой выпрямителя, а отрицательную клемму батарей — с отрицательной клеммой выпрямителя. Полярность батареи, выпрямителя, генератора можно определить без приборов, опуская провода в подкисленную воду или используя картофелину. Около отрицательного провода в подкисленной воде интенсивно образуются пузырьки газа. Если воткнуть в свежий срез картофелины два медных провода на расстоянии 2—3 мм один от другого и внимательно следить за ними, то можно увидеть, что около положительного провода картофелина начнет синеть. Первую и повторные зарядки аккумуляторной батареи ведут в две ступени <(см. табл. 2). Например, первую зарядку батареи З-МТ-7 начинают током 1,0 а. По достижении напряжения 2,3— 2,4 в в каждом аккумуляторе ток уменьшают до 0,5 а и ведут окончательную зарядку в течение примерно 38 — 45 ч. Порядок зарядки других батарей (за исключением батареи 3-МТР-10) такой же. Величина зарядного тока указана в табл. 2. Температура электролита во время зарядки не должна быть выше 45° С; для охлаждения электролита зарядку прерывают. Продолжительность повторных зарядок составляет примерно 24 ч. Аккумуляторная батарея З-МТР-10 выпускается с предварительно заряженными пластинами. Ее необходимо заполнить электролитом плотностью 1,28. Эту батарею в отличие от других мотоциклетных аккумуляторных батарей можно устанавливать на мотороллер без предварительной зарядки через 2 ч после заполнения электролитом. При этом емкость батареи будет составлять 80% от номинальной. После первой зарядки до установки батареи на мотороллер, а также в случае установки батареи без предварительной зарядки надо проверить плотность электролита и привести ее к норме. Чехословацкие батареи ЗМ7 и ЗМ14 при подготовке к эксплуатации следует заряжать током соответственно 0,35 и 0,7 а. Длительность первой зарядки примерно 50 ч. Зарядку надо вести до тех пор, пока напряжение на каждом элементе не будет равно 2,63—2,7 в. Плотность электролита заряженной батарей 1,28. В процессе зарядки плотность электролита возрастает. Это указывает на то, что электрический ток нормально заряжает пластины. Плотность может увеличиваться медленнее. Если во время заряда плотность электролита будет больше 1,28, то отсасывают часть электролита и доливают дистиллированную воду. При плотности электролита меньше 1,28 не следует до окончания зарядки доливать электролит с большей плотностью, так как возрастание плотности будет продолжаться до конца процесса. Признаками конца зарядки являются обильное выделение газа («кипение» электролита) и прекращение увеличения напряжения и плотности электролита в течение 2 ч. Под влиянием температуры напряжение в конце зарядки может несколько изменяться, но должно быть в пределах 2,35—2,7 в на каждый аккумулятор. В конце зарядки путем добавления воды или электролита приводят плотность его в батарее в соответствие с данными табл. 3. Однако не следует опасаться разрыва аккумуляторных банок из-за замерзания электролита. Опыты показали, что даже раствор серной кислоты плотностью 1,15 (как у полностью разряженной батареи) при температуре — 40° С имел желеобразную консистенцию и его еще можно было перемешивать. Только, раствор плотностью 1,02 при температуре —40° С становился твердым. Наблюдаемые иногда трещины банок и мастики зимой объясняются хрупкостью материалов при низких температурах. До установки на мотоцикл новую батарею подвергают двум-трем тренировочным зарядкам-разрядкам: режим зарядки в две ступени, разрядка по 10-часовому режиму (см. табл. 2). Степень заряженности аккумуляторной батареи определяют по плотности электролита (табл. 3). Для этого необходимо знать плотность электролита аккумуляторов при полностью заряженном состоянии. Если она неизвестна, то измерять плотность электролита для определения степени заряженности батареи бесполезно. На зарядных станциях степень заряженности проверяют по плотности электролита, а также нагрузочной вилкой с вольтметром. Нагрузочную вилку используют обычно работники мастерской, так как им неизвестно, как работала батарея в эксплуатации. При отсутствии приборов степень заряженности батареи можно приближенно определить по яркости накала ламп, силе звука сигнала и интенсивности проворачивания стартером коленчатого вала двигателя. О емкости аккумуляторной батареи, когда она заряжена, можно судить по падению напряжения, нагружая ее кратковременно достаточно большим током. Если при включении зажигания, лампы дальнего света, заднего фонаря электрический сигнал звучит громко, значит емкость батареи достаточна. Это не относится к стартерной батарее, которая должна при достаточной емкости обеспечивать повторное интенсивное прокручивание коленчатого вала холодного двигателя. Уход за батареей заключается в поддержании чистоты, нормального уровня и соответствующей плотности электролита, надлежащей заряженности и в предохранении батареи от механических повреждений. При понижении уровня электролита в батарею доливают дистиллированную воду. Только в том случае, если электролит вылился, в батарею доливают электролит той же плотности. Нельзя допускать разряда батареи более чем на 50% летом и на 25% зимой; ежемесячно следует подзаряжать батарею от стационарного источника тока. Только тогда батарея будет выдерживать нагрузку. Так, зимой у батареи, охлажденной до температуры —18° С, емкость составляет всего 60% от ее емкости при температуре 15° С. Ежемесячную подзарядку батареи производят током второй ступени до признаков, свидетельствующих о конце зарядки. Один раз в три месяца следует подвергать батарею контрольно-тренировочному циклу (подзарядка, разрядка и зарядка); зарядку производят в две ступени, разрядку — током по 10-часовому режиму. При обращении с аккумуляторной батареей необходимо соблюдать осторожность. К батарее с открытыми пробками нельзя приближать открытое пламя или искрящие провода, так как они вызовут сильный взрыв. При попадании серной кислоты на кожу необходимо нейтрализовать ее 10%-ным раствором соды или нашатырного спирта. Хранение.Новую батарею З-МТ-7, в которую не был влит электролит, можно хранить в сухом отапливаемом помещении один год, а батарею З-МТ-14 и большинство других — два года. Бывшие в употреблении батареи можно хранить с электролитом и без него. Прежде считали, что батарею следует хранить в теплом помещении. Теперь рекомендуется заряженную батарею с электролитом, не используемую в связи с продолжительной стоянкой мотоцикла (например, при консервации на зимний период), хранить в холодном помещении. Температура помещения должна быть по возможности постоянной (не ниже —25° С и не выше 0° С) во избежание саморазряда батареи и преждевременного выхода ее из строя вследствие коррозии положительных пластин. Каждый месяц следует проверять плотность электролита и при обнаружении разряда подзаряжать батарею. Однако подзаряжать батарею приходится редко, так как самозаряд ее при температурах ниже 0° С очень незначителен. Перед установкой батареи на мотоцикл ее необходимо зарядить полностью. Для хранения батареи без электролита ее полностью заряжают, затем разряжают током по 10-часовому режиму, после чего выливают электролит и не прополаскивают банку водой. Батарею ставят на 2 ч отверстиями вниз, потом плотно завертывают пробки, предварительно замазав мастикой вентиляционные отверстия, и вытирают батарею насухо. Хранить батарею без электролита можно не более 6 месяцев ввиду уменьшения ее емкости. После хранения батарею готовят для установки на мотоцикл, как было указано выше. Щелочные аккумуляторные батареиЗа щелочными аккумуляторными батареями требуется меньший уход, чем за кислотными. Срок службы щелочных батарей больше срока службы мотоцикла. На работу этих батарей в отличие от кислотных меньше влияет тряска; они не приходят в негодность от короткого замыкания во внешней цепи; их клеммы не требуется часто очищать; при падении мотоцикла электролит не проливается; саморазряд аккумуляторов невелик; плотность электролита практически не зависит от степени заряженности. Устройство.Щелочный аккумулятор обычно имеет стальной сварной корпус прямоугольной формы (рис. 100). На верхней приваренной крышке аккумулятора находятся выведенные от пластин штыри (клеммы) 4 с резьбой и гайками и вентильная пробка 5 с резиновым кольцом 9. Пластины состоят из стальных со множеством отверстий пакетиков, которые наполнены активной массой и скреплены стальной рамкой с выступом для отвода тока. У кадмиево-никелевых и железо-никелевых аккумуляторных батарей активная масса в пакетиках положительных пластин 3 состоит из смеси гидрата окиси никеля с чешуйчатым графитом. В пакетиках отрицательных пластин 7 кадмиево-никелевой аккумуляторной батареи активный материал состоит из кадмия и железа, а у железо-никелевой батареи — из мелкоизмельченного электрохимически чистого активного железа. Корпус батарей соединен электрически с пластинами; корпусы аккумуляторов изолированы один от другого; иногда отдельные аккумуляторы выпускают спаренными. Электролитом щелочных аккумуляторов служат растворы едкого кали (КОН) и едкого натра (NaOH). Номинальное напряжение щелочного аккумулятора 1,25 в. Шестивольтовую батарею составляют из пяти аккумуляторов. Обслуживание.Электролитом может служить раствор едкого кали (сорт А) плотностью 1,19—1,21, а при температуре ниже —10° С — плотностью 1,27—1,30 или раствор едкого натра (каустическая сода, сорт А) плотностью 1,17—1,49. Для лучшей работы батарей к раствору едкого кали добавляют 20 г/л моногидрата едкого лития, а к раствору едкого натра — 15 г/л едкого лития. Смеси указанных электролитов не вызывают порчу аккумуляторов. Желательно один раз в год менять электролит. Для увеличения срока службы электролита следят за исправной работой пробок и вливают в аккумуляторы по 2—6 г вазелинового масла, образующего на поверхности электролита защитную пленку. Для приготовления электролита лучше всего использовать дистиллированную воду, но можно также применять снеговую или дождевую воду. Растворять щелочь следует в чистой стальной, чугунной или керамической посуде. Раствор едкого кали плотностью 1,19—1,21 получается при смешении одной весовой части твердого едкого кали в трех весовых частях воды. Для раствора плотностью 1,125—1,27 берут одну весовую часть твердого едкого кали и две части воды. Раствор едкого натра плотностью 1,17—1,19 состоит из одной весовой части твердого едкого натра и пяти весовых частей воды. Полученный электролит в охлажденном состоянии вливают в аккумуляторную батарею. Уровень электролита должен быть ниже уровня пластин на 5—12 мм. Все работы со щелочью необходимо выполнять в резиновых перчатках. При попадании на кожу или одежду щелочи ее следует быстро удалить и пораженные места промыть 10%-ным раствором борной кислоты. Зарядка батарей производится с учетом, что нормальный зарядный ток щелочного аккумулятора в амперах численно равен 0,23 его номинальной емкости. Слишком малый зарядный ток приводит к потере емкости; ток большой величины не влияет на емкость батареи. О степени заряженности и окончании зарядки щелочных аккумуляторов в отличие от кислотных аккумуляторов нельзя судить по плотности и интенсивности «кипения» электролита. Плотность электролита в щелочном аккумуляторе не изменяется в процессе зарядки и разрядки. «Кипение» электролита может начаться сразу после включения аккумулятора на заряд. Достаточно точным показателем окончания зарядки щелочных аккумуляторов служит возрастание напряжения у кадмиево-никелевого аккумудятора до 1,76—1,85 в, а у железо-никелевого — до 1,8—1,95 в и затем прекращение увеличения напряжения в течение 20—30 мин. Уход за щелочными аккумуляторными батареями сводится к содержанию батареи в чистоте и доливке в нее дистиллированной воды. Выпрямитель для зарядки аккумуляторных батарейАккумуляторную батарею можно заряжать только постоянным током. Для выпрямления переменного тока осветительной сети применяют германиевые, селеновые и другие полупроводниковые выпрямители. Для зарядки мотоциклетной аккумуляторной батареи достаточен выпрямитель малой мощности, обеспечивающий выпрямленный ток 0,5—3 а при напряжении не меньше 8 в. При наличии выпрямителя облегчается содержание в исправности аккумуляторной батареи. Селеновый выпрямитель ВЗМ (рис. 101, а) предназначен для зарядки мотоциклетных аккумуляторных батарей от сети переменного тока с напряжением 110 и 220 в; выпрямленный ток 0,7 а. Выпрямитель изготовлен по двухполупериодной схеме (рис. 101, б), имеет трансформатор с выводом от средней точки вторичной обмотки. В цепь зарядки включено сопротивление, ограничивающее ток, и сигнальная лампа МН-11 (2,5 в, 0,8 а). При разряженной батарее свечение лампы яркое; по мере зарядки батареи свечение ослабляется. Нетрудно своими силами изготовить выпрямитель, обеспечивающий выпрямленный ток большей величины. Селеновый выпрямитель состоит из понижающего сетевое напряжение силового трансформатора и селенового столбика. Желательно, чтобы у выпрямителя было приспособление для регулировки зарядного тока и амперметр. Имеются также селеновые выпрямители без трансформатора с конденсаторами. Выпрямительные шайбы 1 (рис. 102, а), из которых состоит селеновый столбик, делают из стали или алюминия. Алюминиевые шайбы лучше охлаждаются и надежнее работают. Стальные шайбы никелированы (слой 2). На одну сторону шайбы нанесен слой селена 3. На слой селена нанесен распылением слой легкоплавкого металла 5. Эта сторона шайбы имеет шероховатую поверхность. Между селеном и легкоплавким металлом образуется тонкий слой 4, являющийся запорным. Процесс выпрямления происходит вследствие наличия этого слоя. К слою 5 металла прижата латунная пружинная шайба 7. Шайбы окрашены защитной краской. Если к шайбе 1 приложить переменное напряжение, то при положительном его значении на стали или алюминии и отрицательном значений на слое 5 шайба обладает хорошей проводимостью, и в цепи в прямом направлении потечет электрический ток. При перемене знака напряжения сопротивление шайбы резко возрастает, и в обратном направлении может протекать только очень малый ток. Практически можно считать, что в обратном направлении ток не проходит. Выпрямитель с мостиковой схемой позволяет регулировать зарядный ток с помощью выводов вторичной обмотки трансформатора. Выпрямительный селеновый столбик, собранный для мостиковой схемы выпрямления, представляет собой ряд шайб, расположенных в определенном порядке (рис. 102, б), на некотором расстоянии одна от другой на изоляционной трубке. Внутри трубки проходит стягивающая шайбой шпилька с гайками, служащая также для крепления столбика. Выпускаются шайбы различных диаметров. В табл. 4 приведены значения тока нагрузки для селеновых шайб. Допустимое напряжение на одну шайбу диаметром до 45 мм равно 16 — 18 в при большем диаметре 14 — 16 в. Температура шайб при работе не должна превышать 70° С; желательно, чтобы шайбы были только слегка теплыми. Выпрямитель, сделанный по мостиковой схеме (рис. 103), обеспечивает двухполупериодное выпрямление. Работа его происходит следующим образом. В один полупериод переменного напряжения ток в цепи от верхнего конца вторичной обмотки трансформатора идет через селеновую шайбу 1, аккумуляторную батарею (нагрузку), селеновую шайбу 3 и возвращается к нижнему концу вторичной обмотки трансформатора. В следующий полупериод ток идет от нижнего конца вторичной обмотки трансформатора через селеновую шайбу 2, аккумуляторную батарею (нагрузку), селеновую шайбу 4 и возвращается к верхнему концу вторичной обмотки трансформатора. Зарядный ток регулируют переключением выводов вторичной обмотки трансформатора (можно и первичной), а если их нет, то с помощью сопротивления, которым может служить последовательно включенная в сеть соответствующая лампа, одновременно являющаяся и сигнальной лампой заряда. Вместо селеновых, шайб используют германиевые выпрямители—диоды очень малого размера, например, КД- 202 и КД-207, пропускающие ток 2,3 а (рис. 102, и), или другие, рассчитанные на большой ток. При мостиковой схеме четыре таких диода пропустят ток 4,6 а, а восемь, соединенных по два параллельно, — ток 17,2 а. Однако можно специально не изготовлять силовой трансформатор, а использовать соответствующий трансформатор (например, от елочных лампочек, от старых радиоприемников) или автотрансформатор бытового назначения. При использовании автотрансформатора для получения низкого напряжения можно намотать на его катушку дополнительную обмотку, состоящую из нескольких десятков витков проволоки, или подключить потребители к тем выводам основной обмотки трансформатора, которые припаяны к веерообразно расположенным отверстиям. Среди них находят пару, дающую требуемое напряжение (8—10 в). |
Предыдущая. | На главную. | Следующая. |