Правила езды на велосипеде. |
"ГЛУХОЙ" ВЕЛОСИПЕДИСТПоявление в продаже плейеров - портативных кассетных магнитофонов с наушниками массой всего около 200г, привело к тому, что некоторые велосипедисты берут их с собой и включают, едва выехав на дорогу. Конечно, хорошо совмещать полезное с приятным. Но так ли это безопасно? Велосипедист с наушниками подобен глухому. Отключается один из важных органов восприятия человека - слух, который дает необходимую информацию для велосипедиста, особенно, о том, что происходит на дороге сзади него. Музыка отвлекает. Несмотря на то, что велосипедист смотрит на дорогу, он не собран и в случае опасности не может быстро сориентироваться и принять правильное решение. Наиболее опасна езда с включенным магнитофоном в условиях города с его перенасыщенной дорожной информацией, когда нужно смотреть на знаки, сигналы светофоров и одновременно взаимодействовать с другими транспортными средствами! ВНИМАНИЕ"Был невнимательным",- так часто говорят о велосипедисте, который, совершая какой-либо маневр на дороге (например, поворот налево или объезд препятствия) и не посмотрев назад и по сторонам, оказался под колесами автомобиля... Внимание - одно из важнейших качеств водителя и пешехода, оно оказывает влияние на безопасность движения. Под вниманием понимается сосредоточенность в сознании конкретного действия или объекта. Утверждают, что треть всех дорожных велосипедных происшествий случается из-за того, что велосипедисты не умеют... смотреть на дорогу. Начинающие велосипедисты имеют вредную привычку смотреть только на то, что находится перед самым носом, и совсем забывают смотреть вперед. В результате стоящий у тротуара автомобиль или идущие пешеходы для них оказываются неожиданными. Почему все же велосипедист не может иногда сосредоточиться и упускает из виду нужные дорожные знаки, сигналы светофора, не замечает приближающиеся транспортные средства и пешеходов? Известен ряд закономерностей. Чем больший поток информации человек должен переработать, тем больше вероятность того, что самую нужную он может пропустить. Ошибки такого рода велосипедисты часто совершают на оживленных городских магистралях, сложных перекрестках, где много знаков, светофоров, стоят инспектора ГАИ. В этом положении самым надежным способом является снижение скорости движения до той, которая позволяла бы разобраться в принятой организации движения на дороге. Другая закономерность в поддержании устойчивого внимания связана со временем нахождения в поездке на велосипеде. При длительных многочасовых поездках уже через час-полтора накапливается физическая усталость, из-за чего число ошибок при управлении велосипедом заметно возрастает. Поэтому необходимо сделать небольшой перерыв, сойдя с дороги на 10-15 мин. Внимание быстро слабеет при однообразном и монотонном движении. Человек невольно начинает думать о посторонних вещах, становится рассеянным и совершает непоправимые ошибки. Плохо, когда велосипедист, выезжая на дорогу, старается быть очень сосредоточенным на чем-нибудь одном, например старается не отстать от едущего впереди товарища. Он смотрит как бы в бинокль и совсем не замечает, что делается сзади и сбоку. Известно также, что устойчивое внимание быстрее притупляется при езде в темное время суток, а болезненное состояние, алкоголь, наркотики - настоящие враги этого важного качества велосипедиста. Конечно, внимание приходит с опытом. Только после нескольких лет управления велосипедист приобретает навыки видеть главное на дороге, не отвлекаясь на второстепенные обстоятельства. Правильное распределение внимания является важной задачей любого велосипедиста. Например, при объезде стоящего у тротуара автомобиля должна быть соблюдена строгая последовательность в наблюдении за дорогой: взгляд вперед на стоящее транспортное средство и встречное движение, затем взгляд назад и в правую сторону. В этой ситуации, если велосипед не оборудован зеркалом, нужно обязательно повернуть голову назад через левое плечо. Правильная организация своего внимания - показатель водительского мастерства. Она должна выражаться в умении выделять главное и второстепенное в любой ситуации. ЗЕРКАЛОЗачем на велосипеде зеркало? Наверное, это сомнение у некоторых велосипедистов и приводит к тому, что они его просто снимают с руля. Действительно, управляя транспортным средством, человек примерно 90% времени смотрит вперед. Но не менее важно видеть, что происходит сбоку на тротуаре или обочине и сзади. Вы готовитесь объехать препятствие, остановившийся автомобиль, повернуть налево, опередить или обогнать медленно движущееся транспортное средство. Помочь вам сориентироваться в дорожной обстановке, не создать помеху другим дает возможность зеркало заднего вида. Многое зависит от правильной установки зеркала. Оно должно находиться на левой стороне руля и обеспечивать обзор дороги сзади на 10-20 м за велосипедом, таким образом, чтобы был виден транспорт, следующий по первой и второй полосам движения. ТЕХНИЧЕСКИЕ НЕИСПРАВНОСТИТехническое состояние транспортного средства - важное условие безопасности движения. Хотя иной раз кажется - ну что такого страшного, если слабо "держит" тормоз, не работает фара, разбит задний отражатель. Пустяк. Буду ехать тихо и осторожно. Ничего не случится. Такая философия просто опасна! Так можно было бы ехать по пустой дороге, но в транспортном потоке все взаимосвязано. Любая неисправность велосипеда отвлекает внимание от дороги, постоянно преследует мысль: "Доеду или нет?". Правила требуют, чтобы велосипед имел исправные тормоз и звуковой сигнал. Но не только на эти обстоятельства нужно обращать внимание. Не менее важно отрегулировать высоту сиденья, чтобы удобно было управлять велосипедом. Руль должен быть без люфта и легко поворачиваться. Ведь если он будет плохо работать, то при наезде на препятствие или в другой сложной обстановке, когда нужно будет выполнить маневр, это может привести к аварии. Состояние шин и давление в них должны также удовлетворять условиям безопасности движения. Шины не должны иметь порезов, порывов, других повреждений, так как быстрое падение давления приводит практически к прекращению движения. Хотя Правила не оговаривают, каким требованиям должны отвечать тормоза велосипеда, но условие одно - их состояние должно соответствовать требованиям инструкции завода-изготовителя. Ну, а как быть, если в поездке у велосипеда произошла поломка и устранить ее на дороге нет возможности? Можно ли в этом случае буксировать велосипед другим велосипедом, мопедом или другим транспортным средством? Это очень трудное и опасное дело, так как велосипед особенно неустойчив при невысокой скорости движения, поэтому Правила запрещают такую буксировку. Вот почему, отправляясь в поездку на велосипеде, нужно не забыть проверить снаряжение, исправность его узлов и механизмов. ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ СИГНАЛЫНа дороге мало хорошо видеть - не менее важно понимать и предвидеть, какой маневр собирается выполнить другой водитель. Не случайно поэтому Правила в обязательном порядке предписывают подавать сигналы предстоящего маневра, а инспектора ГИБДД строго следят за выполнением этого требования. Да и любому водителю вряд ли хочется оказаться в аварийной ситуации, ведь не подай он сигнал раз, другой - и почти наверняка такая забывчивость в конце концов обернется печальными последствиями. Рассмотрим ситуации, когда сигналы обязательны и как их требования должны выполняться. Правила обязывают всех водителей, включая и велосипедистов, перед любым маневром на дороге предупреждать об этом других участников движения. У велосипеда световых сигналов нет, поэтому единственная возможность их подачи только рукой. Запомните: сигналу перестроения в левый ряд, левого поворота и разворота соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая под прямым углом вверх; сигналу перестроения в правый ряд и правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх; сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой. Выполняемые сигналы должны быть не только своевременно поданы, но и понятны другим водителям. Если у вас возникают сомнения - подавать сигнал маневра или нет, совет может быть только один - лучше подать. Другим важным правилом подачи предупреждающих сигналов является их своевременное выполнение. У опытных водителей есть такое правило - сигнал о маневрировании должен подаваться за 5 с до начала его выполнения. А при плохой видимости это время должно быть увеличено до 7-10 с. Так как велосипедисту не только затруднительно, но и опасно во время выполнения самого маневра подавать одной рукой еще и сигнал, то подача сигнала должна быть прекращена непосредственно перед самым началом его маневра. В заключение нужно напомнить, что подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия необходимых мер предосторожности. Другими словами, подав сигнал маневра, еще раз убедитесь, что вы не помешаете другому водителю. ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫПредставьте себе, что сзади идущий автомобиль, догоняя вас, говорит человеческим голосом: "Уступите дорогу" или "Внимание, будьте осторожны". Пока это фантазия некоторых странных конструкторов. Для предупреждения других участников движения об опасности каждое транспортное средство снабжается звуковым сигналом.
Но Правила, как известно, разрешают подачу звуковых сигналов лишь на загородных дорогах, а в населенных пунктах - только для предупреждения дорожного происшествия. Данное требование относится в той же мере и к велосипедистам, тем более, что звуковой сигнал велосипеда, не имея большой силы, вряд ли будет услышан водителем в салоне автомобиля. Звонок нужен лишь для предупреждения пешеходов и других велосипедистов. Почему в городах и населенных пунктах введено такое ограничение на подачу звуковых сигналов? Вспомните кадры старых кино - хотя на улицах и мало транспорта, но какой неимоверный шум от резких, пронзительных клаксонов автомобилей! Постоянный шум оказывает вредное влияние на здоровье людей. Поэтому и ввели ограничения на пользование этими сигналами. А как правильно себя нужно вести, если едущий сзади автомобиль подает звуковой сигнал? Его значение всегда однозначно - складывается опасная дорожная ситуация, а не просто "Я еду". Хотя, в последнее время таких "умных" появилось довольно большое количество. Обычно такой сигнал может быть подан, если велосипедист занимает всю правую полосу движения или он собирается перестроиться в другой ряд, или повернуть налево. В этой ситуации в первую очередь не надо пугаться и совершать необдуманные и поспешные действия. Нужно отказаться от планируемых маневров, вновь приблизиться к тротуару, а при наличии обочины по возможности даже съехать на нее или остановиться. Ведь не случайно у водителей самым опасным велосипедистом считается тот, кто либо пугается сигнала, либо никак на него не реагирует. КАК "РАЗГОВАРИВАЮТ" АВТОМОБИЛИЕсли бы вы бежали по тротуару с оживленным движением пешеходов, вам наверняка пришлось бы столкнуться с идущими навстречу или в попутном направлении. Автомобили на дороге находятся еще в худшем положении. Транспортные средства движутся с высокими скоростями, обладают значительной кинетической энергией, из- за чего их остановочный путь во много раз больше, чем у бегущего человека. Поэтому все механические транспортные средства оборудуются световыми приборами, которые позволяют заблаговременно предупредить других участников движения о своих намерениях повернуть, например, налево, направо или остановиться. К этим приборам относятся стоп-сигналы, габаритные огни, световые указатели поворота, фары. Понимать сигналы автомобилей важно для любого участника движения, в том числе и велосипедиста. "Язык" автомобиля достаточно прост, и его легко понять. Рассмотрим основные ситуации на дороге, когда транспортные средства подают предупреждающие сигналы. Автомобиль остановился на неосвещаемом участке дороги и у него зажглись габаритные или стояночные огни, обозначая его на проезжей части. Габаритных огней у каждого автомобиля четыре - два белого цвета впереди и два красного цвета сзади. Предупреждением, что идущий впереди автомобиль начинает тормозить или собирается остановиться, является включение фонарей красного цвета - стоп- сигналов. Мигающие огни - это сигналы поворота. Впереди используются указатели белого, а сзади - красного или желтого цветов. Включенный левый указатель поворота говорит, что автомобиль будет поворачивать налево или перестраиваться в левый ряд для опережения, обгона или выполнения маневра разворота. Включенный правый указатель поворота предупреждает, что сейчас транспортное средство может повернуть направо, перестроиться в правый ряд или остановиться. В случае неисправности указателей поворота автомобиля его водитель может показать направление своего движения рукой. А что означает, когда у приближающегося автомобиля начинает включаться и выключаться свет фар? Так водитель предупреждает, чтобы другие участники движения его заметили и не предпринимали опасных маневров. Некоторые виды транспорта оперативных служб (милиции, скорой медицинской помощи, пожарной охраны и т. п.), чтобы привлечь к себе внимание при выполнении служебных заданий, могут иметь на крыше включенные специальные проблесковые маячки. НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПЕРЕЕЗДЕЖелезнодорожные переезды считаются наиболее опасными местами на дороге. Здесь действуют свои особые правила движения, которые необходимо строго выполнять. Дело в том, что машинисту поезда нужно намного больше времени, чем водителю других транспортных средств, чтобы остановить состав, тормозной путь которого исчисляется сотнями метров. Переезды подразделяются на охраняемые и неохраняемые. Неохраняемые могут быть с автоматическим шлагбаумом и без него. Кроме обычных светофоров, в последнее время на неохраняемых переездах стали устанавливать дополнительные с бело- лунными сигналами. Они издали предупреждают участников движения об обстановке на переезде. Если горит только красный сигнал, выезжать на железнодорожное полотно запрещено, так как приближается поезд. Красные огни погашены и горит мигающий бело-лунный сигнал - через переезд можно проезжать. Когда огни не горят - значит отказала автоматика и проезжать переезд надо осторожно, убедившись, что нет приближающегося состава. Это случилось на неохраняемом железнодорожном переезде со шлагбаумом. Велосипедист ехал не торопясь. Вот и переезд. Он объехал закрытый шлагбаум, даже не посмотрев по сторонам. Но проехать железнодорожные пути не успел. Быстро приблизился поезд... Искореженный велосипед со своим водителем, как пушинку, отбросило на много метров в сторону.
Аварии на железнодорожных переездах всегда отличаются тяжелыми последствиями, так как масса поезда во много раз больше массы транспортного средства. Происшествия в этих местах почти всегда случаются по вине велосипедистов, которые либо нарушают самые простые правила, либо бывают невнимательны и беспечны. Желание сэкономить минуту, посоревноваться с локомотивом в скорости, кто быстрее, оборачивается непоправимой трагедией. Какие ошибки чаще всего совершают велосипедисты на железнодорожных переездах? Прежде всего, это беспечность, выезд на сами пути без достаточной уверенности, что не приближается поезд. Вторая ошибка - недооценка скоростных качеств современных поездов, а с другой стороны - переоценка своих возможностей с учетом состояния дорожного покрытия полотна переезда. Наконец, часто встречается простое игнорирование правил проезда переездов: объезд закрытых шлагбаумов, проезд на запрещающий сигнал светофора. Как избежать этих ошибок? Можно дать велосипедистам ряд советов: приближаясь к переезду, обращайте внимание на положение шлагбаума, сигналы светофора, звуковой сигнал; подъехав к переезду, убедитесь (независимо от сигналов), что не приближается поезд; при проезде железнодорожных путей не нужно задерживаться или останавливаться. Если вы въехали в зону переезда, когда начала работать сигнализация и опустился шлагбаум, продолжайте движение и освободите переезд. При пересечении железнодорожного переезда надо стараться пересекать каждый рельс под прямым углом, однако этот совет не всегда бывает безопасно выполнять, если рядом следует другое транспортное средство и любое отклонение от прямолинейного направления может привести к другой опасности - столкновению с ним. Кроме этих советов, нужно не забыть и об основных требованиях Правил, которые, в частности, говорят: При движении через железнодорожный переезд водитель должен уступить дорогу приближающемуся поезду (локомотиву, дрезине). Запрещается выезжать на переезд при закрытом либо начинающем закрываться шлагбауме, а также при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения шлагбаума и при его отсутствии). Если светофор выключен, а шлагбаум открыт или его нет, водителю разрешается начинать движение через переезд только после того, как он убедится в отсутствии приближающегося поезда. Для пропуска приближающегося поезда и в случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линий, знака 2.5, светофора, если их нет - не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего - не ближе 10 м до ближайшего рельса. Перед началом движения после остановки перед переездом водитель должен обязательно убедиться в отсутствии приближающегося поезда. Запрещается выезжать на переезд, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде. А У НАС ВО ДВОРЕ...Выведя своего двухколесного друга из подъезда дома, некоторые велосипедисты любят покататься по проездам во дворах и между кварталами. Характерная особенность этих проездов в том, что, имея неширокую проезжую часть и не имея тротуаров, они предназначены одновременно для движения и пешеходов, и транспорта. Здесь нет линий разметки, да и дорожные знаки редки не потому, что их забыли, а просто в них нет необходимости. Поэтому многие велосипедисты позволяют себе маленькие вольности - ехать, например, по левой стороне дороги, устраивать гонки. Вот тут-то их и поджидают опасные неожиданности. Столкнувшись с автомобилем или наехав на пешехода, они сами оказываются, как правило, виновными в происшествии. А Правила дорожного движения и здесь требуют соблюдения своих основных законов и действуют независимо от наличия покрытия на проезжей части.
Первым таким требованием Правил является сохранение правостороннего движения: это должно соблюдаться и на автомагистрали, и на улице, и на дворовых проездах. Второе требование распространяется на пересечения проездов, которые являются своеобразными равнозначными перекрестками. Дорогу должен уступить первым тот, у кого есть "помеха справа". Хотя, как таковые, выезды со дворов и прилегающих территорий перекрестками не являются. На дворовых проездах нужно быть особенно внимательными к пешеходам - чтобы избежать возможных наездов, постарайтесь не превышать скорости 10 км/ч, т. е. всего в 2 раза большей, чем у пешеходов, тогда будет возможность вовремя остановить велосипед. НА ВЕЛОДОРОЖКЕ Велодорожка - полноправная дорога для велосипедистов. При ее наличии по соседней дороге движение на велосипедах запрещено. По велодорожке разрешено идти пешеходам, но когда нет тротуаров или пешеходной дорожки и при условии, что они не будут мешать движению велосипедистов. При езде по велодорожке нужно соблюдать основные требования Правил, возложенные на водителей транспортных средств на дорогах: придерживаться правой стороны, а ехать в несколько рядов можно лишь не мешая встречным велосипедистам. При пересечении с другими велодорожками (когда знаков приоритета нет) дорогу уступает имеющий "помеху справа". На обозначенных пешеходных переходах нужно при необходимости снизить скорость и пропустить пешеходов, пересекающих дорожку. Вне перекрестков Правила требуют, чтобы на нерегулируемых пересечениях велосипедной дорожки с дорогой (т. е. при отсутствии знаков приоритета) велосипедисты уступали дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге. ПОДЪЕМЫ И СПУСКИДля велосипедиста эти неизбежные спутники дороги - существенная трудность. Если на затяжном подъеме тратим много сил, отвлекаясь от внимательной оценки дорожной ситуации, то на крутом спуске разгоняешься, значительно увеличивается скорость и уже трудно своевременно остановиться, появись неожиданное препятствие. Как же быть?
Если ехать на подъем трудно, не тратьте сил на его преодоление. Лучше сойти с велосипеда и подняться до вершины, ведя его по обочине. На крутых спусках не разгоняйтесь накатом, если есть вероятность, что в конце участка дороги придется резко тормозить. На уклонах, имеющих суженную проезжую часть, недостаточную для разъезда двух транспортных средств, дорогу должен уступить водитель транспорта, движущийся вниз. НА УЗКОЙ ДОРОГЕКому уступать дорогу? Это приходится решать не только на перекрестке, но и на узком участке дороги. Сужение дороги может возникнуть либо из-за узкого моста, тоннеля, либо ремонтных работ в зоне проезжей части, наконец, из-за остановившегося автобуса или грузовика, занявшего половину дороги.
Если на дороге установлены знаки "Преимущество встречного движения", то все ясно. Ну, а если их нет? Конечно, проблемы разъезда на узком участке не возникает, когда нужно разминуться двум велосипедистам, но как быть, если велосипедист встречается с крупногабаритным автомобилем и разъехаться двоим нет места? Ответ - в Правилах: "если встречный разъезд затруднен, то водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. На уклонах дорогу должен уступить водитель транспортного средства, движущегося на спуск". В ТОННЕЛЕТранспортные тоннели дают возможность проехать любой самый сложный узел, не делая остановок или объездов. В Москве, например, их уже более десяти. Но, несмотря на все достоинства тоннелей, для велосипедистов проезд по ним представляет особую сложность. Основные причины этого: наличие крайне оживленного движения и крутых подъемов, ограниченное пространство ширины проезжей части, отсутствие или недостаточность освещенности. Так как тоннель всегда проходит под каким-либо препятствием, находящимся на поверхности (другой- дорогой, площадью, зданием и т. п.), то дорога как бы "ныряет" вниз, а потом круто поднимается вверх. Этот подъем и оказывается порой почти непреодолимым для велосипедистов, отсутствие же здесь тротуаров усугубляет опасность попасть под колеса проезжающих рядом автомобилей. Другая особенность тоннелей - их проезжая часть нередко сужена, так как строить широкую дорогу под землей - дело дорогое. Поэтому велосипедисту приходится находиться в близком соседстве с проезжающими автомобилями. Эта ситуация часто усугубляется тем, что в тоннеле даже с искусственным освещением уровень освещенности всегда значительно ниже, чем дневной, из-за чего велосипедист становится там малозаметным.
Конечно, ехать на велосипеде в тоннеле можно, но... крайне осторожно! Следует хорошо взвесить свои физические возможности. Велосипед должен иметь фару, которую необходимо включать независимо от того, освещен тоннель или нет. НА СКОЛЬЗКОЙ ДОРОГЕКогда дорога становится скользкой, это сразу делает поездку опасной. Значительно возрастает тормозной путь, любые резкие повороты руля и торможение могут привести к заносу и падению с велосипеда. Вероятность оказаться в дорожном происшествии в полтора раза выше, чем на сухой дороге.
Скользкой считается дорога с низким коэффициентом сцепления колеса с покрытием. Величина эта зависит от многих факторов, например состояния дорожного покрытия, степени изношенности рисунка протектора шин и т. п. Так, для мокрого покрытия она в 2 раза меньше, чем для сухого, в то же время длина тормозного пути изменяется пропорционально величине данного коэффициента. Из-за чего дорога может быть скользкой? Наиболее частая причина - мокрая проезжая часть от прошедшего дождя или таяния снега. Водяная пленка резко уменьшает контакт колеса с поверхностью дороги. Спутник мокрой проезжей части - грязь. Она обычно разносится колесами автомобилей в местах их выездов на дорогу со строек, с полей и проселков. Еще одна причина - свежеуложенный асфальт. Выступивший на поверхность битум оказывается той смазкой, которая ведет себя так же, как пленка воды или слой грязи. Иногда проходит несколько недель, пока этот вяжущий материал стирается колесами. А какие правила безопасной езды велосипедисту необходимо соблюдать на скользкой дороге? Их несколько: скорость движения должна быть выбрана с учетом возможности вовремя остановиться в случае неожиданно возникшей опасности; нужно избегать резких торможений и поворотов руля; ваши действия должны быть плавными, а сама езда равномерной; при заносе, возникшем во время движения на высокой скорости, необходимо руль велосипеда повернуть на некоторый угол в сторону заноса и, как только занос прекратится, вновь вернуться к прямолинейному движению. ДВИЖЕНИЕ НОЧЬЮПроисшествие случилось около полуночи. Грузовик, сворачивая с шоссе направо на другую дорогу, сбил велосипедиста. Как выяснилось потом, водитель не заметил, что справа от него следует велосипедист, а тот в свою очередь думал, что грузовик поедет прямо. Но почему все же водитель не увидел велосипедиста? Причина оказалась в том, что у велосипеда неторела фара. Видеть и быть видимым - два самых важных принципа для того, кто едет по дороге в темное время суток. В этот период времени у водителей и велосипедистов риск погибнуть в дорожных авариях увеличивается в 10 раз по сравнению со светлым временем. Ночная дорога опасна и полна неожиданностей. Редкость автомобилей и пешеходов расхолаживает и располагает к быстрой езде. Главная же опасность ночной дороги - ограниченная видимость. Для велосипедиста ночь - самая неблагоприятная пора в темноте. В городе же ситуация скорее иная в связи с меньшим количеством автомобилей на дорогах. Малые габариты велосипеда, его неяркая окраска, часто отсутствие фонарей и отражателей делают велосипедиста малозаметным на дороге. Если езда, по городским освещенным улицам еще как-то терпима, то за городом, где нет стационарного освещения, ехать становится просто опасно. Не случайно поэтому Правила обязывают водителей механических транспортных средств при движении в темное время суток на неосвещаемых участках дорог обязательно двигаться с включенным дальним или ближним светом фар, а на освещаемых - с ближним светом. Это требование также относится и к велосипедисту, который на любой улице или дороге должен включить приборы освещения. Свет поможет увидеть неровности на дороге и другие препятствия, а также обозначит самого велосипедиста. Одно из самых опасных явлений ночной дороги - ослепление от фар встречных транспортных средств. Водители обязаны при встрече не только с автомобилями и мотоциклами, но и с велосипедистами переключать дальний свет на ближний не менее чем за 150 м. Ослепление может произойти даже от ближнего света фар. Что такое ослепление? Это кратковременная - от нескольких секунд до 3-4 мин - "слепота", когда человек перестает различать дорогу. Временная слепота опасна тем, что велосипедист во время движения не видит дорогу и может не только наехать на препятствие или съехать с проезжей части, но, потеряв ориентацию, выехать на полосу встречного движения. Как избежать возможного ослепления на дороге? У автомобилистов есть такой прием: снизить скорость и отвести взгляд вправо или даже зажмурить глаза на несколько секунд. Этим приемом вполне могут пользоваться и велосипедисты. Но как быть в ситуации, когда ослепление все же произошло? Нужно постараться, не меняя направления движения, быстро снизить скорость и, приняв немного вправо к тротуару или выехав на обочину, остановиться. И лишь после того, как последствия ослепления пройдут, вновь возобновить движение. Все остальные правила движения по ночной дороге сформулируем так: велосипед должен быть оборудован спереди фарой белого цвета, а сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета. С каждой боковой стороны необходимо иметь световозвращатели оранжевого или красного цвета; приборы освещения должны быть в исправном состоянии, и их поверхность не загрязнена; скорость движения должна быть такой, чтобы затормозить велосипед в пределах видимости если это не будет мешать транспорту, держаться от края проезжей части нужно немного дальше, чем днем, любая остановка или стоянка на неосвещенном участке дороги должна быть только за пределами проезжей части; велосипедисты должны одевать по возможности одежду светлых тонов и прикреплять к ней световозвращающие элементы. ТУМАН, ТУМАН...Видимость на дороге играет важную роль в безопасности движения, так как более 90% информации, необходимой для управления велосипедом, человек получает через зрение. Туман - серьезное препятствие для обеспечения видимости. В европейской части РФ в течение года насчитывается около 40 туманных дней. Из-за плохой видимости при тумане случается 1 -1,5% всех дорожных происшествий. Самый частый вид аварий в этих условиях - попутные столкновения транспортных средств. Причина в том, что туман, кроме ухудшения общей видимости на дороге, существенно снижает истинные расстояния и скорость движения транспорта. Так, дистанция до встречного автомобиля в тумане кажется больше, а скорость его меньше, чем на самом деле. При длительной поездке в тумане устают глаза, снижается острота зрения. Его коварство проявляется и в том, что он способен изменять цвета. Так, желтый сигнал светофора кажется красным, а зеленый желтым.
О чем нужно помнить велосипедисту при езде в тумане? Перечислим основные правила: будьте готовы остановить велосипед в пределах видимости. Из практики известно, что если видимость на дороге не более 10 м, то скорость движения не должна быть больше 5 км/ч; включите свет фары. Это поможет не только несколько увеличить дальность видимости, но самое главное обозначить для других водителей и пешеходов ваш велосипед на дороге; не выезжайте на середину дороги, держитесь как можно ближе к краю проезжей части. Избегайте перестроений, опережений и обгонов. Такие действия опасны и при хорошей видимости, а в тумане опасны вдвойне; если туман спустился настолько, что видимость стала менее 10 м, то поездку нужно прервать и сделать остановку. В ДОЖДЬ И ГРОЗУВ средней полосе дождь идет каждый второй-третий день в году. Выезжаешь - светит солнце, но проходит совсем немного времени, и небо может затянуть свинцовыми тучами. При дожде резко ухудшается видимость, увеличивается тормозной путь, проявляются другие негативные факторы. В этой ситуации хорошо, если едешь в городе или населенном пункте, где можно сойти с велосипеда и переждать ненастье. Но порой случается, что ехать волей-неволей надо. Каковы же правила безопасного движения во время дождя? Наиболее опасным бывает самый начальный период дождя. Первые его капли, смешиваясь с пылью, грязью, масляными каплями, образуют на поверхности, дороги тонкий слой пленки - грязевой смеси, из-за чего сцепление колеса с дорогой резко уменьшается. Плохую услугу может оказать и некоторая наша инерция в привычках. Каких-нибудь 5-10 мин до дождя велосипедисту удавалось пройти крутой поворот на высокой скорости, быстро затормозить перед препятствием, а сейчас такая манера езды становится просто опасной. Вот почему в начале дождя необходимо быть более осторожным и снизить скорость. Проходит не одна минута, прежде чем дождь смоет пыль и грязь с поверхности дороги и коэффициент сцепления покрытия несколько повысится. Но и тогда велосипедиста подстерегает много опасностей. Одна из них: вода, попадая на тормозную накладку ручного тормоза, значительно снижает его эффективность. Поэтому после проезда луж нужно подсушить накладку, слегка притормаживая ручным тормозом на прямолинейном участке дороги. Лужи - еще одна опасность. Они чаще всего образуются у края проезжей части в пониженных местах, скрывая выбоины, промоины, другие дефекты дороги как раз на пути следования велосипедиста. Конечно, самое лучшее - объехать их по проезжей части или обочине, если этим не помешаешь транспорту и пешеходам. Но если выбора нет, то нужно ехать со скоростью, которая была бы минимальной, но давала возможность преодолеть сопротивление воды и не обрызгать пешеходов. Самая опасная спутница дождя - гроза. Можно ли ехать на велосипеде в грозу? Практика показывает, что вероятность попадания молнии в велосипедиста очень мала - опасность такая же, как и для пешехода на открытой местности. Но все же лучше не рисковать и переждать грозу в каком-нибудь укрытии, ведь продолжительность грозы всегда меньше дождя. ЗИМОЙ НА ВЕЛОСИПЕДЕКазалось бы, событие невероятное, но среди велосипедистов встречаются энтузиасты, которые не оставляют своего двухколесного друга и в это время года. Езда на велосипеде зимой возможна лишь на тех улицах и дорогах, которые убираются от снега. Ведь слой в 5-7 см становится непреодолимым препятствием для велосипедиста. Какие опасности вас подстерегают зимой? Их много. Но самые серьезные - это сужение дороги из-за неубранного обычно снега у края проезжей части, в результате чего приходится ехать в потоке транспорта, и значительное снижение сцепных качеств колеса с дорогой. Вероятность оказаться в аварии зимой в 3-4 раза выше, чем летом. Снежный накат или гололед на дороге во много раз уменьшает устойчивость велосипеда, повышает вероятность "юза" и самое главное - непредсказуемо увеличивает тормозной путь. Вот почему основными правилами движения на велосипеде по зимней дороге должны быть умеренная скорость, осторожность в выполнении маневров, соблюдение безопасных боковых интервалов с другими транспортными средствами, отказ от резких торможений. ОСТОРОЖНО, ДЕТИ!Наезд на ребенка даже на велосипеде может причинить ему серьезные повреждения. Особенно опасны вторичные последствия наезда, когда маленький пешеход падает, потеряв от неожиданности всякую координацию, и получает еще более тяжелые травмы, ударившись о жесткую дорогу.
В чем причины наездов на детей? От детей трудно ожидать разумных, осмысленных действий на дороге. Они могут отойти от края проезжей части, испугаться автомобиля и повернуть обратно, даже не заметив велосипедиста. Из-за своей неопытности они выбегают на дорогу безбоязненно, как бы действуя по принципу: "Опасность не видна - значит, ее нет!". А если дети чем-то увлечены, то они идут по проезжей части, не обращая внимания на транспорт. Дети дошкольного возраста особенно импульсивны, беззаботны, они еще не всегда знают Правила, не могут точно определить скорость приближающегося транспорта, расстояние до него. У них распространено мнение, что чем больше по размеру транспортное средство, тем оно опаснее. Дети плохо ориентируются в сложной ситуации на дороге и не могут прогнозировать ее развитие. Как показывают исследования, мальчики в возрасте 7-9 лет больше подвижны, чем девочки, чаще рискованно перебегают дорогу. Особенно опасны на дороге группы ребят. Находясь на проезжей части, кто-то из них может отстать и неожиданно кинуться догонять группу. Даже идя за руку вместе со взрослым, ребенок может представлять опасность, так как может вырваться и побежать по дороге. Где чаще всего могут появиться дети на проезжей части? Места эти хорошо известны водителям: рядом с выездом из дворов, детскими площадками, школами. Не случайно поэтому там устанавливают дорожные знаки "Дети". Велосипедисту приходится ехать у края проезжей части рядом с тротуаром или обочиной, где могут находиться дети. Вот почему, чтобы избежать дорожных происшествий, увидев бегущего, идущего или играющего ребенка рядом с дорогой, нужно постоянно держать его в поле своего зрения. Если есть опасность, что он может оказаться на вашем пути, обратите на себя внимание ребенка звонком и будьте готовы остановить велосипед. ВНИМАНИЕ - ПЕШЕХОДЫ!Конфликт между теми, кто передвигается "на своих двоих", и теми, кому в этом помогают колеса, существует давно - с того самого момента, когда первая повозка выехала на дорогу... В конце концов конфликт был разрешен - пешеходы оттеснены на тротуары и обочины. Неразрешенным он остался лишь в случае, когда пешеходы дорогу пересекают.
Может ли велосипедист травмировать пешехода? Без всякого сомнения - да. И случаев таких много. Причем, чем выше скорость, тем больше эта опасность. В городах наезды транспортных средств на пешеходов составляют половину всех происшествий, в которых люди получают травмы: ведь пешеход, как и велосипедист, ничем не защищен от удара. Чтобы исключить опасность встречи с пешеходами, надо учитывать, как они ведут себя на дороге. Все пешеходы лучше видят крупногабаритные транспортные средства и больше их опасаются. Дождавшись разрыва в транспортном потоке, они могут рискованно начать переход, не обращая внимания на велосипедиста. Другой эффект связан с шумом - чем выше он у приближающегося транспорта, тем больше к нему "уважения". Бесшумный велосипед воспринимается как менее опасный. Пожилые пешеходы требуют к себе еще более внимательного отношения. Они в силу своего физиологического состояния, как правило, имеют слабые зрение и слух, хуже ориентируются в дорожной обстановке, физически не могут быстро перейти дорогу и избежать опасности. Следуя по городским улицам с оживленным движением пешеходов на тротуарах, необходимо иметь в виду, что чем уже тротуары, тем больше вероятность, что кто- то сойдет на проезжую часть - особенно опасны торопящиеся пешеходы - от них можно ждать самых необдуманных действий. Таят в себе опасность и так называемые "тихие улицы", где мало машин. Пешеходы здесь забывают об осторожности и идут прямо по проезжей части или могут выбежать на нее, не посмотрев по сторонам. ВЕДЯ ВЕЛОСИПЕД РЯДОМСлучается и так, что нужно сойти с велосипеда и вести его рядом: велосипедист как бы становится пешеходом. И все же то, что ему приходится вести транспортное средство, вносит свои особенности движения на проезжей части. Эти особенности выделены в Правилах и о них необходимо знать. Первое такое отличие состоит в том, что если пешеходам вменяется в обязанность двигаться по тротуару, обочинам, пешеходным дорожкам и разрешается по проезжей части лишь при их отсутствии, то ведущим велосипед, в том числе мопед, мотоцикл, разрешается идти в один ряд по краю проезжей части. Данное исключение сделано потому, что прерванное движение обычно кратковременно и связано либо с технической неполадкой транспортного средства, либо с преодолением какого-либо сложного участка дороги, да и перевозить, например, тяжелый мотоцикл через высокий бортовой камень на тротуар просто трудно, да и пешеходам это будет серьезной помехой. Другое отличие в поведении пешеходов и велосипедистов, ведущих свои машины, возможно на загородных дорогах. Если, как напоминают Правила, "вне населенных пунктов пешеходы при движении по обочине или краю проезжей части должны идти навстречу движению транспортных средств", то лица, ведущие велосипед, мопед или мотоцикл, "при движении по проезжей части должны следовать по ходу движения транспортных средств". Это требование - логичное продолжение первого правила, так как вести транспортное средство по проезжей части навстречу движению было бы еще более опасно. Говоря о тех требованиях, которые предъявляются Правилами к велосипедистам- пешеходам, можно дать и ряд советов по правилам безопасного ведения по дороге велосипеда. Ведя велосипед по краю проезжей части, нужно находиться справа от него. В случае наезда автомобиля пусть лучше пострадает велосипед, но не человек.
Переходя проезжую часть при ограниченном обзоре дороги, старайтесь велосипед не выставлять далеко вперед. Для проезжающего мимо водителя он будет мало заметен, и может произойти наезд. При переходе широкой дороги необходимо, выбирать такой интервал между проходящими транспортными средствами, чтобы не останавливаться с велосипедом на середине дороги. Это опасно: велосипед будет занимать часть близлежащих полос движения. ДВИЖЕНИЕ ГРУППОЙВсегда интереснее и веселее ездить на велосипедах вместе с друзьями и в школу, и на речку, да просто кататься... Между тем, групповая езда на велосипедах имеет свои особенности таит определенные опасности. Какие ошибки чаще всего допускаются велосипедистами при езде в группе? Это прежде всего движение по двое, по трое и более, когда оказывается занятой значительная часть дороги. Опасна езда наперегонки, когда лихие "короли скорости" обгоняют друг друга, не считаясь с проходящими рядом автомобилями.... Порой в группе может скопиться большое число велосипедистов без каких-либо разрывов между собой, не подаются сигналы маневра. Бытует ошибочное мнение, что группа велосипедистов имеет преимущество перед всеми другими автомобилями. Все эти ошибки нередко оборачиваются дорожными происшествиями. Их можно вполне избежать, соблюдая ряд простых правил: перед началом поездки о предстоящем маршруте должны быть проинформированы все велосипедисты, едущие в группе. Это позволит избежать нескоординированных действий во время движения; велосипедисты должны ехать друг за другом на расстоянии не более 1 м от края проезжей части, сохраняя между собой безопасную для выбранной скорости дистанцию с учетом состояния проезжей части; подачу сигналов о намерении совершить тот или иной маневр на дороге, например поворот направо, должны выполнять все участники колонны велосипедистов; колонны велосипедистов, как требуют Правила, "при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по приблизительно 10 велосипедистов..., расстояние между которыми должно составлять 80-100 м". Совершая групповую поездку на велосипедах, избегайте скученности и не препятствуйте нормальному движению транспорта. В ПУТЕШЕСТВИЕЛето - пора дальних странствий на велосипеде. Но перед тем как отправиться в путешествие, нужно провести подготовку к нему. Проверить еще раз техническое состояние велосипеда: крепление руля, надежность тормозов, натяжение цепи, не погнуто ли колесо и нет ли порывов покрышек, затяжку резьбовых соединений, наличие и исправность фонарей и отражателей. Необходимо разработать маршрут поездки, решить, сколько времени находиться в пути, где будет ночлег. Отправляться можно, только хорошо освоив велосипед, зная Правила и имея достаточную физическую подготовку. Как лучше всего спланировать поездку? Можно предложить такой ориентировочный график: выезд в 6-7 ч. утра, 3 ч езды - 30-40 км пути; в 9-10 ч завтрак и вновь в поездку. С 13 до 15 ч обед и длительный отдых. После отдыха до 18-19 ч продолжение движения. Преодолев таким образом 80-100 км пути - ужин и отбой не позднее 22 ч вечера. Плохо ехать в жаркую погоду, быстро наступает усталость. Самые благоприятные часы утренние и вечерние: не так жарко и меньше транспорта. Самое опасное время для путешествия на велосипеде - ночь. Риск оказаться в дорожном происшествии возрастает во много раз. Конечно, это только общие рекомендации. Время в пути, скорость движения на маршруте необходимо выбирать с учетом своих физических возможностей, конструкции велосипеда и цели поездки. МАРКА, ИЛИ КАК ЗОВУТ ДОРОГУПосмотрите на зеленый лист дерева, и вы увидите прожилки разной толщины и протяженности. Одни - самые большие - проходят через весь лист, другие - тонкие и коротенькие - ответвляются в разные стороны. Этот рисунок очень напоминает... дорожную сеть. Есть главные магистральные дороги, протянувшиеся на многие сотни и даже тысячи километров, а есть совсем короткие, которые связывают небольшие населенные пункты. По этому принципу и пронумерованы дороги в нашей стране. А вот по какому маршруту едешь - легко узнать по специальным дорожным знакам- маркам. На марке указаны буквенный индекс и цифры. Буквы могут быть только Е, М, А, Р и К.
Международные маршруты, проходящие через страны, обозначаются буквой Е, а фон знака зеленый. Один из таких маршрутов идет от Москвы через Минск и далее на Брест, он имеет: марку Е-ЗО. Буква М присвоена магистральным дорогам общегосударственного значения. Дороги данной категории протянулись на многие километры, соединяя столицы республик и крупные города. Например, одна такая дорога Москва - Ростов-на-Дону имеет марку М4. Буква А присвоена дорогам общегосударственного значения. К примеру А104 обозначена дорога между Москвой и Дубной. Буквы Р, К и Н присвоены соответственно дорогам республиканского, областного и местного значения. Любопытно отметить, что маршруты на отдельных участках дорог могут совпадать, и тогда одновременно устанавливается сразу несколько знаков-марок. |
Предыдущая. | На главную. | Следующая. |