История велосипеда.

Часть 1

ВЕЛОСИПЕД: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

КОГДА ВЕЛОСИПЕДА ЕЩЕ НЕ БЫЛО

Изобретение 5-6 тыс. лет тому назад колеса решило многие транспортные проблемы, стоявшие перед человечеством. Но прошло время, и широко используемая на протяжении многих веков конная тяга не стала удовлетворять все нарастающие потребности в передвижении. Идея использовать другие силы при движении зарождалась в умах наиболее пытливых и смелых ученых, механиков, занятых изобретательством.

Около четырех веков тому назад жившему в Голландии математику Симону Стевену пришла в голову мысль использовать для движения экипажа на колесах силу ветра. Парусник на дороге? Почему бы и нет? Но ветер дует не всегда в попутном направлении...

А если человеку для своего передвижения на колесах использовать свою же силу? И вот в 1685 г. часовщик из Нюрнберга Стефан Фарфлер построил трехколесный экипаж, а для передачи на колесо усилия от руки, вращающей рукоятку, был использован принцип часового механизма. Время от времени в разных странах кто- нибудь создавал подобные механические диковинки, удивляя своих сограждан. Случалось подобное и в земле Российской. В 1752 г. крепостной Леонтий Шамшуренков сладил "самобеглую коляску", успешно действовавшую. А четырьмя десятилетиями позже выдающийся механик-самоучка Иван Петрович Кулибин, автор более 30 изобретений из различных отраслей техники, создал свою знаменитую трехколесную "самокатку", на которой мускульные усилия от ног с помощью педалей передавались на колеса через систему рычагов. Самокатка имела маховик и устройство, с помощью которого можно было изменять скорость движения,- прообраз коробки передач.

Идея изобретения велосипеда созрела - она витала в воздухе...

А КТО ИЗОБРЕЛ ВЕЛОСИПЕД?

И правда - кто? Полного согласия в этом вопросе до сих пор нет. Идея ездить, используя только мускульную силу самого человека, возникла давно. Гениальный итальянский художник и мыслитель Леонардо да Винчи, живший 4 века тому назад, сделал эскиз экипажа, очень похожего на современный велосипед. У него были два одинаковых по размеру колеса, руль, седло и педали. А реализация идеи была предопределена развитием науки и техники.

Почему велосипед получил такое название? По латыни "velox" значит "быстрый" и "pedis"- "ноги". Вот и получилось "велосипед", то есть "быстроногий".

Прежде чем велосипед приобрел современный вид, ему пришлось пройти долгий и трудный путь исканий, открытий и заблуждений. Мысль об изготовлении конструкции, состоящей из двух одноколейных колес, соединенных между собой рамой, приходила в голову многим изобретателям в разных странах и частях света. Считается, что первый велосипед появился в 1808 г. в Париже. Он состоял из деревянной перекладины, соединяющей два колеса. Руля и педалей у него еще не было. Ехать на нем можно было только сидя на перекладине и отталкиваясь от земли ногами. Спустя всего 5 лет лесничий из Германии Карл фон Драйз усовершенствовал эту конструкцию, сделав ее переднее колесо управляемым. Внес свою лепту в совершенствование велосипеда простой рабочий - медник Дальзель. Чтобы не отталкиваться от земли ногами, он придумал рычажную передачу на ось переднего колеса. Седок попеременно двигал эти рычажки руками, тем самым приводя в движение велосипед. Но руки оказались слабыми помощниками. Тогда Дальзель заменил рычажки педалями для ног. Данное усовершенствование привлекло внимание к конструкции фабрикантов, которые увидели в ней оригинальную детскую игрушку. Они сделали его трехколесным, добавив для устойчивости сзади еще одно колесо. Но по- прежнему велосипед был редким. Делали его из дерева. рис. 6

Велосипед, полностью выполненный из стали, появился в Европе в 1865 г. Его сконструировали французские механики Мишо и Лальман. Единственными деталями из дерева оставались колеса, которые были обтянуты железным ободом. В первое время переднее колесо изготавливалось больше заднего. Его диаметр достигал 1,6 м, а велосипед из-за этого получил название "Паук". Масса таких велосипедов достигала 35 кг, скорость же составляла 12-20 км/ч. По свидетельству современников было далеко не простым делом не только садиться на него, но и ехать.

Еще одно усовершенствование внес в 1869 г. англичанин Коупер. Им были применены шариковые подшипники, которые давали возможность существенно облегчить ход велосипеда.

Почему на велосипеде долгое время переднее колесо было больше заднего? Во- первых, для увеличения скорости движения, так как чем больше диаметр колеса, тем меньше оборотов ему нужно совершать. Во-вторых, так можно было уменьшить тряску. Но если постоянно увеличивать диаметр переднего колеса...- посудите сами. В конце концов, стало трудно дотягиваться до педалей, расположенных на нем. Велосипед как бы заехал в тупик. Ездить на нем становилось все опаснее. Любой наезд на препятствие - и велосипедист, теряя равновесие, опрокидывался вперед и летел через колесо головой вниз. Устранить этот недостаток помогло появление в 1884 г. велосипеда с двумя низкими одинаковыми колесами, длинной рамой и цепной передачей на ось заднего колеса. Новая конструкция велосипеда получила название "бицикла". Он был куда безопаснее своих предшественников.

Велосипед постепенно завоевывает "место под солнцем". Хотя не обошлось без курьезов. Многие отнеслись к велосипеду враждебно, езду на нем считали вредным для здоровья, вводились приказы, запрещающие езду на нем.

К концу XIX столетия велосипед - модное транспортное средство. Повсюду возникают велосипедные общества, начинают издаваться специальные журналы. Этими же обществами были установлены первые предупреждающие дорожные знаки - щиты с надписями типа "Велосипедист, осторожно". В Париже от Триумфальной арки была устроена, по-видимому, самая первая велосипедная дорожка со знаком "Дорога для велосипедистов". На велосипедах стали устраивать соревнования.

Плохие дороги, жесткие ободья колес долгое время не давали того удобства в поездке, которые испытывает современный велосипедист. Недаром велосипед долгое время называли "костотрясом". Чтобы как-то устранить этот недостаток, вместо железных ободьев на колеса были надеты сплошные резиновые шины. Для облегчения велосипеда колеса стали делать со спицами из прочной проволоки, а раму из труб.

Совершенствование велосипедной шины связывают обычно с именем шотландского врача-ветеринара Джона Бойда Данлопа, хотя сходное решение было предложено до него. Наполненные воздухом резиновые шланги он надел на колеса велосипеда своего сына. Ход велосипеда стал легким, и он перестал увязать в земле. С тех пор на велосипеде начали широко применять пневматические шины. Еще одно усовершенствование сделал в 1897 г. французский инженер Моро, который сконструировал втулку со свободным ходом. Это дало возможность не крутить педали все время, а, разогнавшись или спускаясь с горы, остановить педали и отдохнуть. Ездить на велосипеде стало куда легче. Велосипед становится популярным и доступным широким слоям общества. В 1901 г. только в одной Германии было изготовлено полмиллиона велосипедов.

ВЕЛОСИПЕД В РОССИИ

...Это событие произошло в Москве летом 1880 г. Прохожие стали свидетелями необычного "циркачества". Человек, без особого труда удерживая равновесие, совершал поездку на велосипеде. Все удивлялись необычному экипажу, у которого переднее колесо было намного больше заднего, а соединялись они между собой кривой рамой с сиденьем с кистями. Велосипедист спокойно крутил педали, прикрепленные к переднему колесу. Скопление народа, конных повозок, чьи седоки остановились посмотреть на необычное транспортное средство, вызвали неудовольствие полицмейстера города. На следующий день вышло указание запретить езду на велосипеде по улицам Москвы, так как это, якобы, пугает лошадей и людей. Во многих крупных российских городах был установлен запрет на езду на велосипедах. Но прогресс не остановить, вскоре пришлось признать этот новый вид транспорта. рис. 6

К концу минувшего столетия велосипед в России становится популярным транспортным средством. Устанавливаются специальные правила движения на велосипедах. В Большой энциклопедии, которая вышла в свет в 1901 г. в Петербурге, говорилось: "Велосипед стал одним из основных средств передвижения и за несколько десятилетий покорил весь цивилизованный мир." Когда появились "бициклы" отличной конструкции, езда на велосипеде распространилась и стала популярной во всех слоях общества". В разных городах страны стали издаваться специальные велосипедные журналы, такие, как "Велосипедист", "Циклист", "Велосипед", "Самокат". Хотя стоимость велосипеда оставалась очень высокой и достигала 250 руб., он становится распространенным. В 1902 г. один из журналов писал: "...двухколесный велосипед внес в прогресс человеческого передвижения вклад, который ничуть не меньше, чем паровой двигатель; он позволил человеку при помощи только его ног достигнуть такой быстроты и легкости передвижения, о которой нельзя было и мечтать при таких маленьких затратах энергии. Велосипед возбудил много толков, привлек к себе весь культурный мир, распространился по всем закоулкам земного шара; сторонники бицикла назвали его "стальным конем" и торжественно заявили, что ему суждено вытеснить лошадь".

"ЗИГЗАГИ" ИСТОРИИ

Каких только велосипедов не было придумано, сконструировано, продемонстрировано за 200 лет: больших и маленьких, летающих и плавающих, для спорта, туризма и обычных поездок.

Некоторым не нравилось крутить педали. Пожалуйста! Появились трициклы с ручным приводом. Пытались даже совместить полезное с приятным - был сооружен экипаж, у которого на месте сиденья были устроены качели. Два пассажира, раскачиваясь на качелях, могли приводить в движение колеса. Конечно, массивное сооружение с расположенным высоко над землей центром тяжести оказалось очень опасным и склонным к опрокидыванию. В другой конструкции было предложено накапливать энергию на спусках с горок за счет маховика и пускать ее в ход на подъемах.

А почему нужно крутить педали в одном направлении, ведь устает одна группа мышц? Так было предложено устройство, которое меняло направление вращения педалей.

А по числу седоков? Кроме одноместных, появились тандемы, триплеты, квадруплеты, квинтуплеты и даже нониплеты (на 9 человек). рис. 6

А не сделать ли велосипед двухэтажным? Англичанин по фамилии Кларк взял и сделал, утверждая, что на такой конструкции можно не только смело ездить по лужам, но и легче (при такой-то высоте!) находить нужный маршрут.

Из сообщений последних лет известно, что самый, наверное, маленький велосипед высотойвсего 9 см имеет длину 14 см. Его использовал в своих выступлениях на манеже цирка клоун из Швейцарии Раин Фришкнехт. Ну а самый большой? Вероятно, это велосипед, однажды продемонстрированный на карнавале в одном из городов Кубы Феликсом Районом. Он проехал на велосипеде-гиганте высотой 2,38 м и длиной 4,5 м.

Велосипеды умеют ездить не только по дороге. Педали, руль, седло - все эти обычные атрибуты велосипеда, приводимого в движение только мускульной силой человека, имеются у конструкций, которые... летают и плавают,- у вело-планера и велоамфибии. Расстояния, которые они позволяют преодолевать, сегодня составляют десятки километров.

СПОРТ И ВЕЛОСИПЕД

Впервые гонки на деревянных велосипедах состоялись в 1869 г. во Франции между Руаном и Парижем на дистанции в 120 км. Велосипедисты преодолели маршрут на несовершенных веломашинах со скоростью бегуна 11 км/ч. С той поры соревнования в тех странах, где велосипед получил распространение, приобретает всеобщую популярность. Для этого начали строить специальные стадионы - велотреки. рис. 6

Первые велосипедные соревнования в России были проведены 24 июля 1883 г. на Московском ипподроме, в них приняли участие и всадники верхом на лошадях. И все же на дистанции в 50 верст победителем оказался велосипедист! Им был известный в то время спортсмен Сафонов.

Первый чемпионат мира для любителей-велосипедистов состоялся в 1893 г. в Чикаго (США). Спортсмены соревновались в трех видах программы: спринте, гонке с лидером и гонке на 10 миль. А начиная с самых первых Олимпийских игр нашего времени, которые проходили в 1896 г. в Греции, велосипедные гонки стали занимать почетное место среди других видов спортивных состязаний.

ПУТЕШЕСТВИЯ НА ВЕЛОСИПЕДЕ

рис. 6

Постепенно многие поняли, что велосипед вполне пригоден для дальних путешествий. Так, в 1896 г. трое англичан впервые совершили кругосветное путешествие на велосипедах. По еще более сложному маршруту проехал наш соотечественник пожарный из Казани Анисим Панкратов. Стартовав на велосипеде из Харбина 10 июля 1911 г., к середине осени он доехал до Петербурга. Дальше его путь лежал на Берлин. Он побывал в Англии. Переправившись через Атлантический океан, он проехал в Америке безводную пустыню Кобри и пески Небраски. Каких только лишений не пришлось пережить путешественнику: голод и обыски, жару и холод. Дальше его путь лежал в Японию, Корею и Китай. И наконец, 28 июля 1913 г., спустя два года, велосипедист вновь въехал в Харбин, но уже с востока, проделав ни много ни мало, а 50 тыс. км пути. За это путешествие русский велосипедист получил уникальный приз "Бриллиантовую звезду" - высшую награду Международного союза велосипедистов.

Один из первых советских пионеров велотуризма Глеб Леонтьевич Травин в 1928- 1931 гг. совершил уникальное по трудности и опасности путешествие вдоль сухопутных границ Советского Союза. Начав поездку с Камчатки, он обогнул южную, западную границы страны и по побережью Северного Ледовитого океана вновь вернулся на Камчатку.

Многие велосипедисты и в наши дни с увлечением путешествуют на велосипеде.

ВЕЛОМОБИЛЬ

рис. 6

Одним из самых существенных недостатков велосипеда является отсутствие у него оболочки или кузова, который бы защищал человека от непогоды. Долгие годы все изобретения, которые устраняли этот недостаток, воспринимались как чудачества. Совсем по-другому посмотрели на оригинальный экипаж, который сделал в США и стал на нем ездить в начале 70-х годов авиационный инженер Р. Бундшух. Конструктор назвал свою машину "Педикаром", отмечая тем самым его родство с велосипедом и легковым автомобилем. Действительно, "Педикар" выгодно отличался от ранее предлагавшихся конструкций, которые появились в 30-40-е годы. Он вобрал в себя многие технологические усовершенствования из автомобилестроения, легкие материалы из авиации. По внешнему виду "Педикар" напоминал автомобиль, имел массу всего 50-60 кг и мог вместить водителя, ребенка и багаж, приводился в движение ножными педалями и мог развивать скорость до 30-40 км/ч. Педальный автомобиль соединил в себе два важных качества велосипеда и автомобиля, взяв у первого использование мускульной силы ног, а у второго - закрытый кузов. Веломобили - так стали называть вид транспортных средств - оказались легки в управлении, просты в изготовлении, устойчивы, экономичны и безвредны для окружающей среды.

Именно с этого периода - начала 70-х годов - получили широкое распространение веломобили - гибрид велосипеда и автомобиля. рис. 6

Почему веломобиль получил такое название? Оно возникло от слияния двух латинских слов "velox" - быстрый и "mobilis" - движущий. Правда, в русском языке оно более точно отражает свое название "вело" - велосипед и "мобиль" - автомобиль.

Испытания показывают, что у веломобиля, выигрыш в энергозатратах при скорости движения около 20 км/ч в 2 раза больше, чем у велосипеда из-за лучших аэродинамических качеств; не нужно тратить энергию на удержание равновесия, удобнее расположено тело человека. Он дает защиту от непогоды и более безопасен, так как человек защищен кузовом от ударов. У веломобиля есть многие полезные приборы автомобиля: спидометр, руль, тормоза. Пожалуй, единственный недостаток - на нем трудно ездить на дороге с крутыми подъемами и неровным дорожным покрытием.

Первый веломобиль в нашей стране был сконструирован в 1975 г. Ю. Стебенко из Харьковского автомобильно-дорожного института. Конструктор назвал его "Вита". Имея массу всего 29 кг, "Вита" могла ехать со скоростью до 20 км/ч.

В 80-х годах веломобили прочно завоевали признание. Они стали изготавливаться во многих странах мира. Появились транспортные, туристские, спортивные и специальные (грузовые, почтовые и т. п.) конструкции. Стали возникать клубы энтузиастов биотранспорта. В 1987 г. такой клуб был организован в Москве.

Учитывая, что в СССР промышленного производства веломобилей было не налажено, для тех, кто захочет построить веломобиль самостоятельно, мы приводим в технические требования, которые следует соблюдать при создании этих интересных и популярных машин.

КАКИЕ СИЛЫ ДЕЙСТВУЮТ НА ВЕЛОСИПЕД?

Человеку во время движения на велосипеде приходится преодолевать ряд внешних сил. Отменить их не может никто. Но ни про одну нельзя сказать, что она только полезна или вредна. Все зависит от конкретных обстоятельств.

Независимо от того, находится ли велосипед в неподвижном состоянии или в движении, его колеса прижаты к дороге с одинаковой силой, равной сумме веса самого велосипеда и человека, сидящего на нем. Сила сцепления колеса с дорогой зависит от веса, приходящегося на колесо, состояния шины и характеристики дорожного покрытия. Связь между силой сцепления колеса с дорогой и весом, приходящимся на колесо, характеризуется коэффициентом сцепления. Он имеет важное значение при торможении для обеспечения безопасности движения. Чем больше его значение, тем быстрее можно остановить транспортное средство. Когда человек на велосипеде находится в движении, на них действуют силы сопротивления воздуха и дороги. Чтобы велосипедисту двигаться вперед, ему надо преодолеть силу сопротивления качения колес велосипеда и силу сопротивления воздуха. Если велосипедист движется на подъем, к этим силам добавляется сила сопротивления подъему. Во время разгона или торможения на велосипедиста начинает действовать сила инерции. Увеличивая скорость, приходится бороться с "нежеланием" велосипеда двигаться дальше, а при замедлении - со стремлением продолжить дальнейшее движение. Сила инерции направлена всегда в сторону, обратную приложению усилий.

ЗАГАДКА УСТОЙЧИВОСТИ ВЕЛОСИПЕДА

И в самом деле, почему велосипед устойчив? Далеко не праздный вопрос. На этот счет есть несколько любопытных теорий. Первая приписывает все велосипедисту. Именно человек, как бы балансируя, удерживает равновесие. Она объясняет, почему на велосипеде, у которого не поворачивается руль, нельзя ехать, или неподвижный велосипед падает, или, наконец, чем выше его скорость движения, тем легче держать равновесие. Без всякого сомнения, "человеческий фактор" - один из основных факторов устойчивости велосипеда во время движения.

Вторая теория объясняет устойчивость велосипеда за счет гироскопического действия сил колес. Центр тяжести велосипеда находится между точками опоры его колес. Если он оказывается сбоку, то силы тяжести тянут транспортное средство вниз и оно падает. Но движущийся велосипед имеет крутящиеся колеса, на которые в это время действуют гироскопические силы (эффект волчка), и они не дают велосипедисту упасть даже при его наклоне, например на вираже. И все-таки эта теория не может до конца дать ответ на вопрос - почему велосипед устойчив? Когда провели опыты, компенсировав или убрав гироскопические силы, оказалось, что ездить на велосипеде можно.

На самом деле, дело состоит во взаимосвязи устойчивости велосипеда с геометрией его рулевого управления. У всех велосипедов, если продлить линию направления наклона вилки переднего колеса, точка ее касания с землей всегда находится впереди той, которая имеется на самом деле у колеса. Именно такая конструкция и создает силу, которая при наклоне велосипеда стремится вернуть его в вертикальное положение.

С КАКОЙ СКОРОСТЬЮ МОЖНО ЕХАТЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ?

Вы скажете - с той, которую позволяет развить физическая подготовка, конструктивные особенности велосипеда и, конечно, дорожные условия. И в том, и другом, и третьем вы будете правы. Обычно скорость велосипедиста не превышает 40 км/ч. В 1984 г. известному спортсмену Франческо Мозеру удалось и течение целого часа ехать со скоростью 50 км/ч. Это считается почти на грани человеческих возможностей. Ученые подсчитали, что, следуя на обычном велосипеде с двумя равновеликими колесами, можно развить максимальную скорость чуть более 55 км/ч в течение одного часа движения.

От чего зависит скорость движения? В первую очередь - от физической силы человека. Как известно, человек способен в течение достаточно длительного времени произвести постоянную мощность 0,2 л. с. (150 Вт), а за короткое время (10-15 с) -почти в одну лошадиную силу (до 750 Вт). Скорость же определяется отношением мощности к сопротивлению, которое приходится преодолевать. А сопротивление складывается из силы трения между деталями велосипеда, сопротивления качению колес но поверхности дороги и силы сопротивления воздуха.

Многое зависит и от способа педалирования. Исследованиями установлено, что имеется более 10 способов педалирования на велосипеде - они могут быть различными при езде по равнинной местности и движении в гору. По мере совершенствования велосипеда менялись и сами педали. На ранних конструкциях ("пауке") педали были только дорожного типа. Потом появились педали с зацепками, с тукплипсом и ремнем, велотуфли с шипами.

Педалирование зависит от мастерства велосипедиста. Чем выше квалификация, тем при круговом педалировании равномернее усилие. Велосипедисты-спортсмены могут развинать мощность, правда, в короткий период времени, до 2 л. с. (1,5 кВт).

Еще один любопытный факт.

Почему велосипедисту всегда легче ехать за кем-то впереди (на колесе)? Причина в том, что, по сравнению с другими силами, сила сопротивления воздуха составляет значительную долю. Так, при скорости 35 км/ч она поглощает около 85% мощности, которую производит велосипедист. Если же впереди следует лидер, то он как бы пробивает в воздухе "коридор", оставляя за собой аэродинамический след. Не случайно поэтому одним из основных направлений повышения скорости движения является создание лучших аэродинамических условий. Велосипедисты надевают эластичные комбинезоны, с велосипеда убирают все лишнее, используют сплошные колеса из дисков. Наконец, еще один путь - заключить велосипед в специальную оболочку. Такую конструкцию применил впервые в 1912 г. молодой француз Этьен Бюно-Варилла. Он сделал из фанеры и полотна оболочку, которая походила на дирижабль, а велосипед назвал "Вело-Тропий" (велосипед-торпеда). На этом велосипеде вскоре удалось установить рекорд - развить скорость до 58 км/ч. Последующие конструкции были не менее удачными. Сопротивление воздуха но сравнению с обычным велосипедом удалось сократить почти на 80%. рис. 6

Какую скорость можно развить на коротком расстоянии на велосипеде, даже в оболочке? Расчеты на ЭВМ показали, что мышечная сила велосипедиста дает возможность развить скорость не более 94,8 км/ч. Многонациональная химическая фирма "Дюпон" учредила в связи с этим приз тому, кто разовьет на велосипеде скорость 105 км/ч, перестраховавшись еще на 10 км/ч. Между тем, как показывает история, велосипед имеет не только притягательную силу к совершенствованию, но и к рекордам. Побить "теоретический" рекорд скорости и получить приз удалось в 1986 г. американскому спортсмену Фреду Маркхэму на высокогорном плато за счет более разреженного воздуха.

На специально изготовленном для этого рекордного заезда велосипеде была оборудована кабина-обтекатель.

Но почему, несмотря на такое достоинство, в соревнованиях по-прежнему используются классические велосипеды? Полвека тому назад Международный союз велосипедистов, увидев в нововведении слишком серьезного конкурента, запретил использовать аэродинамические оболочки и другие конструкции, приводя довод; "велосипедные гонки - состязания между спортсменами, а не между машинами".

В истории рекорды скорости были связаны главным образом с улучшением аэродинамики велосипеда. Вспоминают, что еще в 1909 г. французом Полем Гиньяром был достигнут стокилометровый рубеж скорости при следовании за лидером. Сегодня этот рекорд вообще на уровне скорости легкового автомобиля. Американцу Д. Эбботу, следуя за лидером в так называемой "аэродинамической тени", удалось развить скорость 223,126 км/ч.

ВЕЛОСИПЕД С НАМИ СЕГОДНЯ И ВСЕГДА!

После первого велосипедного бума на переломе веков в Европе и Америке увлечение двухколесным транспортным средством стало слабеть. Сказались успехи его соперника - автомобиля. Хотя нужно признать, что это имело место не везде. Велосипед стал на долгие годы "транспортом номер один" во многих странах юго- восточной Азии.

Возрождение велосипеда в разных странах произошло в 70-х годах. Этому способствовали и разразившийся нефтяной кризис, из-за чего резко подскочили цены на бензин, и гиподинамия - болезнь современного общества, связанная с недостаточными физическими нагрузками. В США н 1972 г. впервые велосипедов было продано больше, чем автомобилей. Мировое производство велосипедов в начале 70-х годов достигло 40 млн. единиц в год. Не обошла эта тенденция и нашу страну. Велосипед оказался популярным транспортным средством в небольших городах и сельской местности. Шяуляй, Дубна, Иваново - города, где велосипед по субботним и воскресным дням становится самым массовым видом транспорта на дорогах.

Вновь приобретая всемирную популярность, велосипед продолжает совершенствоваться. Мысль изобретателей не стоит на месте, хотя на сегодняшний день уже и насчитывается более 20 тыс. "велосипедных" патентов.

Можно с достаточной уверенностью утверждать, что велосипед останется полноправным транспортным средством и в приближающемся столетии. А каким он будет, можно пофантазировать, глядя на последние новинки. И тут мнения могут разделиться. Но мы не будем их обсуждать и оспаривать. Очевидно одно - велосипед станет еще более желанным для всех нас. А от этого выиграем и мы, и наша планета.

Сайт Никонова Яна и Алексея Кабенкина.

Предыдущая. На главную. Следующая.
Я с признательностью приму любые замечания по новому изданию сайта и пожелания о необходимых изменениях и дополнениях по адресу   Nerey@front.ru.